Логотип сайта Продукты России

Игры камешками

Ямка.

Все играющие целятся на две партии. На ровном месте в земле делают ямку, в условленном расстоянии от которой проводят черту. С этой черты начинают поочередно бросать камешки, стараясь попасть в ямку. Когда все играющие бросили по камешку, считают, сколько камешков какой партии попало в ямку. Чьих камешков окажется больше, та партия и выиграла.

 

Ямки.

Иногда вместо одной ямки роют девять; так, одну ямку посредине, четыре — в известном расстоянии кругом этой средней и, наконец, четыре — еще дальше от средней, кругом первых четырех. При этом средняя ямка обыкновенно делается самою маленькою, вокруг нее лежащие — несколько побольше, а наружные - самыми большими. Здесь играющие не делятся на партии, а каждый играет за себя. Все играют по-очереди до промаха. Начинающий бросает с известного расстояния камешком в одну из больших ямок; если попал, то берет свой камень и бросает в следующую большую ямку и т. д. Тот, кто попал поочередно во все четыре большие ямочки, получает название «ученика» и начинает бросать в том же порядке в следующие четыре ямочки, успешно пройдя которые он делается «подмастерьем» и наконец, бросает в среднюю ямку, попав в которую он становится «мастером» и выигрывает игру. Если камешек попал не в ту ямку, куда ему следовало попасть, то это считается промахом, и бросать начинает следующий.

 

Камешки.

Выбирают семь камешков равной величины или семь одинаковой величины пуговиц. Один из играющих берет все семь камешков в руку и, подбросив, ловит их спинкою руки; затем подбрасывает и ловит ладонью. То же самое повторяют все играющие, и кто таким способом поймал наибольшее число камешков, тот начинает игру. Если у двоих число пойманных камешков одинаково, они перебрасывают вновь. Начинающий игру бросает все семь камешков на стол и, взяв один из них, подбрасывает его вверх; пока он летит, схватывает один из камешков со стола и ловит подброшенный камень. Затем поднятый со стола камешек откладывает в сторону и старается таким же способом взять со стола второй, третий и т. д. Если ему удалось собрать по одному камню со стола все, он становится «учеником». Ученик, бросив все семь камешков на стол, выбирает из них один и, вскинув его вверх, старается взять со стола уже не один, а сразу два камня, и затем словить подброшенный кверху. Собрав все три пары со стола, он делается «подмастерьем». Подмастерье точно таким же порядком собирает камешки со стола, но уже не по два, а по три сразу. Исполнив это, он делается «мастером». Мастер должен взять все семь камешков в руку и, прикрыв шесть из них пальцами, седьмой подбросить вверх, все шесть положить на стол и поймать подброшенный. Затем вновь подбросить его, собрать все шесть камешков сразу со стола и опять словить подброшенный; тогда он становится «инженером» и выигрывает игру. Если кто-либо из играющих не словил подброшенного камешка, или взял со стола не то число камешков, которое следовало, или сдвинул с места лежащие на столе камешки, то бросать начинает следующий по-очереди.

 

Котлы или классы.

Зимою на полу мелом, а летом на песке палочкою чертят фигуру, как на фиг. 1. Размеры этой фигуры бывают различны, что зависит от места и от желания играющих. Начертив котел, играющие запасаются каждый по плоскому камешку и назначают между собою очередь. Начинающий бросает свой камешек в 1 класс, становится на одну правую ногу, перепрыгивает в тот класс, где лежит его камешек, и, все время оставаясь на одной правой ноге, выталкивает ею камешек из этого класса в поле; а за камешком и сам выпрыгивает туда же. Но при этом соблюдаются следующие правила. Если камень попал на черту или попал не в тот класс, в который ему следовало, то играть начинает следующий по-очереди. Если играющий наступил сам на какую-либо черту, или опустился на обе ноги, то тоже передает право играть следующему по-очереди. То же - если камень, выбитый из класса ногою, вылетит в бок, а не пройдет прямо через первую черту в поле. Исполнив все эти условия и выбив благополучно камешек из первого класса, играющий бросает его во второй класс, становится уже не на правую, а на левую ногу и точно таким же порядком выбивает свой камешек из этого класса. Вообще, из всех четных классов камешек выбивается левою ногою, а из нечетных - правою. Точно таким же порядком камешек выбивается из 3 и 4 классов. Дойдя до 5 класса, играющий обязан делать крест, т.е. стать одною ногою в 5 класс, а другой — в 6, затем подпрыгнуть, повернувшись при этом так, чтобы нога, стоявшая в 6 классе, очутилась в 5, и наоборот. Затем уже он продолжает выбивать камень, как и прежде. Точно таким же порядком он выбивает и из остальных классов, не забывая каждый раз на пути, при проходе через 5 и 6 классы, делать крест. Позабывший передает игру следующему по-очереди. Пройдя до 10 класса, играющий уже не выбивает отсюда камня обыкновенным порядком, а подвергается выпускному экзамену. Продолжая стоять на левой ноге, он нагибается, поднимает камень, кладет его под колено правой согнутой ноги и прыгает три раза кругом круга, не роняя камня. Затем он становится на каблуки обеих ног и, положив камень на носок левой ноги, идя на каблуках, выносит так камень чрез все классы в поле. При этом, разумеется, он креста уже не делает, но поправлять рукою камня, а также ступить на черту нигде не смеет. Кто исполнит все эти правила, тот выиграл игру. Взглянув на фигуру, мы увидим еще два отделения: одно,— обозначенное „болото", другое - "море", о которых еще не говорили. Если чей-нибудь камень во время игры попадет в «болото», тот начинает игру опять с первого класса. Уронивший же свой камень в "море" выходит совсем из игры. Котел чертят различно, как видим из рисунок 1, да и самые правила могут изменяться, причем и название игре дают другое.

Схема поля для детской игры Котлы и классы
Рисунок 1. Cхема поля для игры "Котлы или классы"

Список используемой литературы:

  • И.Я. Герд - Игры для всех возрастов (7 изд.) - Ленинград, 1926 - С. 208