Логотип сайта Продукты России

Детские игры с мячом

Пятнашки с мячом.

Конаются, кому быть пятнашкою, и затем все разбегаются в разные стороны. Пятнашка должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда тот делается, в свою очередь, пятнашкою и т. д. Ловкие игроки могут порядочно помучить пятнашку, следя внимательно за каждым его движением и увертываясь от летящего мяча.

Зевака.

Играющие становятся в кружок, в довольно большом расстоянии друг от друга, и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить мяч; тот ловит мяч, и сам бросает, называя по имени другого, и т. д. Кто не поймал мяча налету, тот должен тотчас схватить его с земли и бить в одного из играющих. На каждого, в которого попали мячом, насчитывают два очка, а на каждого промахнувшегося — четыре. На ком насчитано двадцать очков, т.е.. тот, который пять раз промахнулся или в которого десять раз попали мячом, выходит из игры. Когда половина играющих вышла из игры, игра считается оконченною, и начинается расправа с теми, на которых насчитано двадцать очков. Они по-очереди становятся лицом к стене и левою рукою стараются бросить мяч через плечо, как можно дальше. Кто-нибудь из играющих поднимает мяч и с того места, где мяч остановился, бьет в спину стоящего у стены. В этой игре иногда вместо настоящих имен каждого называют тем прозвищем, которое он для себя придумал. Так, один называет себя гусем, другой - мячом, третий - метлою и т. д. Эти прозвища значительно увеличивают интерес игры, так как бросающему мяч легко забыть прозвище, и он может бросить мяч не к тому, которого он назвал, за что ему насчитывают также два очка.

Круг. 

Для этой игры выбирают ровное, открытое место. На земле чертят круг, величина которого зависит от числа играющих; обыкновенно в поперечнике круг имеет столько шагов, сколько играющих. Играющие становятся вне круга, шагах в трех от черты и приблизительно в равном друг от друга расстоянии. Играющие перебрасывают мяч один другому, не соблюдая при этом никакой очереди; поэтому каждый должен постоянно следить за мячом и быть всегда в готовности поймать его. Первый, кто не поймал его, идет в круг; кто в это время поднял мяч, старается попасть им в стоящего в кругу. Последний внимательно следит за мячом и может ловчиться, т.е. уклоняться от удара, как пожелает, не переступая только черты круга; он может в сторону прыгать, нагибаться и т. д. Если мяч попал в него, то он спешит поднять его, а все остальные разбегаются подальше от круга. Подняв мяч, он кричит: "стой!" Все должны немедленно остановиться; кто этого не исполнит тотчас же, должен стать на то место, где застал его крик "стой!" Тогда держащий мяч бросает в кого пожелает. Если он попадет, то уступает ему свое место в кругу; если-же промахнется, то игра начинается снова, точно так же, как и после промаха по стоящему в кругу. 

Перестрелка.

Все играющие разделяются на две половины или на две равные партии. Это делается обыкновенно таким образом: двое из играющих избираются матками или предводителями, другие же попарно отходят в сторону и сговариваются. Так, например, один называет себя ножом, другой вилкою и, вернувшись, спрашивают одного из предводителей: „кого хочешь — нож или вилку?" Названный предводителем становится в его партию, а другой — в противоположную. Когда все играющие разделились на две партии, чертят на земле два равных четырехугольника или два города, один от другого в расстоянии 25 шагов. Одна партия идет в один город, другая — в другой. Один из играющих бросает мячом в другой город, стараясь запятнать кого-нибудь из чужой партии. Затем, один из второй партии бросает в первую и т. д. Все те, которых запятнали мячом, поступают пленниками к своим неприятелям и становятся за заднюю черту их города. Сойти с этой черты пленник не имеет права до окончания игры или до тех пор, пока он не тронет раньше защитника брошенный кем-нибудь из его партии мяч и тем освободится из плена. Та партия, которая успела забрать назначенное число противников, например, 8—1 0 человек, в плен, считается выигравшею. При этой игре следует наблюдать за тем, чтобы в то время, когда бросают мяч, все находились внутри города. Стоящий в это время за городскою чертою также идет в плен к противной стороне. Вместо одного мяча употребляют иногда по нескольку с каждой стороны; тогда игра становится гораздо живее, но при этом необходимо внимательнее следить за тем, чтобы все правила игры строго соблюдались. Сначала играть одним большим мячом, употребляя его для выручки пленных и для пятнания. Затем можно играть 2-мя большими мячами, причем выручать из плена и брать в плен любым мячом. Можно играть двумя мячами разного цвета: причем один специально употреблять для забирания в плен, а другой для выручания из плена. Наконец, можно играть несколькими маленькими мячами, дав в руки играющим небольшие щиты, которыми они могли бы отбиваться. При таком способе игры от играющих требуется наибольшее внимание, как для того, чтобы отбиваться от летящих мячей, так и для того, чтобы защищать пленных. 

Колодка.

Для этой игры приготовляют колодку и лапту. Колодка делается обыкновенно в виде башмака, или берут обрубок дерева и в нем выдалбливают продолговатое углубление, в которое вставляют дощечку. Эта дощечка ходит на шпиньке, пропущенном сбоку чрез колодку и дощечку. Мяч кладется на один конец этой дощечки, а по другому ударяют лаптою, отчего мяч подбрасывается кверху. Лапту же можно сделать из круглой палки, длиною в аршин и толщиною пальца в три. Колодка ставится на земле, на открытом месте, а кругом нее, шагах в 10 или 20, вырывают столько небольших ямочек или лунок, сколько играющих, без одного. Один, по жребию, назначается к колодке. Став с лаптою у колодки, он кладет мяч на дощечку, ударяет по ней лаптою, мяч взлетает и, подданный еще налету лаптою, отбрасывается на далекое расстояние. Остальные становятся, каждый у своей лунки, и, когда мяч подброшен, бросаются за ним. Кто поймает мяч налету, тот становится к колодке. Если-ж мяч налету не пойман, то стоявший у колодки спешит обежать и ударить своею лаптою по каждой лунке и потом вернуться к колодке. Поднявший же мяч, спешит положить его в колодку до возвращения ее хозяина. При этом дозволяется перекидывать мяч от одного к другому, но к колодке становится тот, кто положил в нее мяч. Если же хозяин колодки вернулся заблаговременно, то продолжает снова подбрасывать мяч.

Масло или лунки.

Все играющие запасаются каждый по палке, длиною около аршина с небольшим. Вырывают на ровном месте столько ямок, сколько играющих; одна из этих ямок вырывается посредине, а остальные — вокруг нее, приблизительно в равном друг от друга расстоянии. Средняя ямочка делается несколько больше и глубже остальных. Играющие конаются, кому быть вожаком, и обыкновенно все становятся в ряд и, поставив палки на носок правой ноги и придерживая правой рукой, стараются ногою кинуть их как можно дальше. Чья палка упадет ближе других, тот — вожак. Игра заключается в том, что вожак должен закатить мяч, помощью своей палки, в среднюю лунку. Остальные же стараются палками отогнать мяч подальше от средней лунки и в то же время караулят каждый свою лунку, не допуская ее занять вожаку. Если вожак, заметив, что кто-либо из играющих слишком увлекся желанием отбить мяч, займет его лунку концом своей палки, то вожаком становится тот, чья лунка занята. Отбивать мяч ногою не дозволяется. Если мяч закатился в среднюю лунку, то игра окончена.

Отбивка.

На стене, аршина на полтора от земли, проводят черту; на земле же, на расстоянии сажени от стены, проводят другую черту. Затем проводят боковые черты. Четырехугольник, начерченный на земле и лежащий подле стены, называется первым городом, а за чертою — вторым. Все играющие разделяются на две партии, из которых одна становится в первый город, другая — во второй. Один из первой партии ударяет мячом о землю и, когда он привскочит, отбивает его в стенку выше черты. Стоящие во втором городе внимательно следят за мячом и в то время, когда он отскочит от стены, отбивают его, в свою очередь. Очко присчитывается партии: если мяч не отбит или упал на землю в их городе; если мяч ударил в стену ниже черты; если мяч упал на землю вне городов. Та партия, на которую насчитывают тридцать очков, считается проигравшего. 

Отбивка с лунками.

Близ стены вырывают ямку, другую—на фут дальше, третью — еще на фут дальше, и так все по прямой линии от стены вырывают столько ямок, сколько играющих, и, наконец, за последнею ямкою проводят черту или кон. Каждый из играющих выбирает себе лунку или по соглашению, или по жребию. Один становится на кон и бросает или катит мяч в стену, стараясь, чтобы мяч, отскочив от стены, попал в одну из лунок. Если это ему не удастся, то он бьет вторично и т. д., но за каждый промах кладет камешек в свою ямку. Тот, в чью лунку попадет мяч, спешит взять его и запятнать кого-нибудь из играющих, которые, разумеется, спешат разбежаться. Если он запятнает кого-нибудь, то тот, в кого попали мячом, спешит, в свою очередь, запятнать кого-нибудь и т. д. Промахнувшийся кладет в свою лунку камешек, а сам становится на кон и тем же порядком, как это делал первый, старается отбить мяч от стены в чью-нибудь лунку. На кого насчитают пятнадцать очков, т.-е. у кого в лунке будет лежать пятнадцать камешков, тот выходит из игры, и его лунку запечатывают, т.-е. прикрывают чем-нибудь или засыпают землею. Так игра продолжается, пока половина из играющих не выйдет из игры: тогда начинается расправа, как было уже сказано в игре "Зевака".

Игр а с позами.

Играющие становятся в круг на довольно большое расстояние друг от друга. Один из них бросает соседу своему мяч, который тот должен поймать и перебросить своему соседу, и т. д. Всякий, кто не поймает мяча, остается в той позе, какую принял, ловя мяч. Так, один стоит с поднятыми вверх руками, с откинутою назад головою; другой - с одною только поднятою рукою; третий, упавши, чтобы поднять мяч, лежит на земле и т. д. В этих позах они остаются до тех пор, пока победитель, т.-е. тот, который ни разу не допустил мячу упасть на землю, не освободит их всех. Для этого он должен бросить мяч десять раз вверх и без промаха поймать его, после чего все освобождаются, и игра начинается вновь.

Круглым городом.

Играющие разделяются на две партии и определяют, которой партии быть в городе и которой вне города. Чертят на земле довольно большой круг — город. Одна партия становится в город, а другая идет прятать мяч, который дается одному из играющих. Прятавшие мяч возвращаются, причем каждый держит руку в кармане или за пазухой, для того, чтобы находящиеся в городе не могли догадаться, у кого мяч. Они бегают вокруг города, приговаривая : „уж я кого-нибудь огрею, уж я кого-нибудь ожгу". Тот, у кого мячик, выжидает удобного случая упечь оплошного товарища другой партии. В случае промаха, все кричат: „сгорел, сгорел!", а бросивший мяч выходит из игры. Если же ему удастся попасть, то тот, в кого он попал, не выходя из круга, должен быстро схватить мяч и пустить его обратно в бросившего, иначе сам выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в одной партии не останется ни одного играющего. Затем партии меняются местами.

Список используемой литературы:

  • И.Я. Герд - Игры для всех возрастов (7 изд.) - Ленинград, 1926 - С. 208