Игры палками и деревяшками

Здесь описаны детские игры на воздухе с использованием палок и деревяшек.

Содержание

  1. Чурки или чижик
  2. Чиж в клетке
  3. Городки или рюхи
  4. Городок
  5. Сторожка
  6. Медведь ревёт
  7. Попа гонят
  8. Загон
  9. Бабки
  10. Игры в бабки
  11. Список литературы

1. Чурки или чижик.

Чурок или чижик — это маленькая палочка вершка в три длиною, заостренная с обоих концов. Для игры в чурки нужна еще палка, толщиною пальца в два и длиною с аршин.

На земле чертят небольшой круг, в поперечнике с аршин, палочку или чурок кладут в этот круг и по одному из концов этого чурка ударяют палкою, отчего чурок привскакивает; в это время стараются ударить по чурку раз или два, что называется сдвоить и строить. В случае промаха, позволяется перебивать до трех раз, но в случае трех промахов другой из играющих сменяет первого.

Ударенный таким образом чижик или чурок летит далеко от круга. Один из играющих, по очереди, берет чижика и старается бросить его в круг с того места, где он упал (что называется водить). Если он бросит удачно и попадет в круг, то заменяет бившего, ударяет по чижу, а следующий водит.

Бивший по чижу имеет право отбивать его налету палкою в то время, когда он брошен в круг, но еще не коснулся земли. Отбитый чиж вновь бросается в круг тем, кто водит. Если чиж в круг не попал, то бьющий бьет снова, но уже не из круга, а с того места, где чиж упал. Таким образом продолжают бить и водить все по очереди. Задача этой игры состоит в том, чтобы насчитать как можно более ударов по чижу в то время, когда он находится на воздухе. Считают до условного числа — 30, 50 или даже до 100, что зависит от числа играющих и от их ловкости.

Проигравшим считается тот, который не успел насчитать условленного числа ударов, когда все остальные уже насчитали.

Проигравшему назначают различные наказания. Так, один из игравших, ставши в круг, берет чурок в руку за один конец и ударяет его палкою, отчего чурок летит вперед; с того места, где он упадет, другой из играющих чикает его, т.-е., ударив, заставляет припрыгнуть; где он упадет, его чикают опять вперед, и так каждый играющий чикает по разу. Проигравший же, взяв чижа в руку с того места, где чиж упал после последнего чиканья, должен или проскакать с ним на одной ноге до круга, или пробежать до круга, и все время тянуть, не переводя духа: „и-и-и..."

Когда играют четверо, шестеро и более, то играющие разделяются на две партии. Первая партия становится в круг, а вторая — в поле, чтобы водить. Бьют сначала все из первой партии поочередно, причем счет ведется общий. Когда все из первой партии выбиты уже из круга, они идут водить, а вторая партия бьет. Когда обе партии пробили, тогда считают, которая из партий сделала больше ударов. Выигравшая заставляет другую носить чурок. Каждый из играющих бьет чурок прямо с руки, а каждый из проигравших должен по разу принести чурок в круг.

 

2. Чиж в клетке.

Для этой игры чижа делают вершка в три длиною и несколько толще, чтобы он хорошо прыгал. На земле чертят круг аршина в полтора или два в поперечнике.

Чижа кладут по самой средине круга и чикают поочередно. Цель игры та, чтобы, ударяя по кончику чижа и не подбивая его налету, заставить его выпрыгнуть из круга. Если одному не удалось, то чикает другой, и т. д. Если чиж выпрыгнул из круга, то считают, сколько палок уложится от чижа до средины круга, столько очков присчитывается бившему; кто всех скорее набьет условленное число очков, тот выиграл игру.

 

3. Городки или рюхи.

Игра эта довольно сильно распространена в народе. Полезна она, как приучающая к меткости удара и как доставляющая довольно сильные движения телу.

Для этой игры должно приготовить рюхи, которые напиливаются из жерди, каждая вершка в два длины, и несколько палок, около аршина длиною.

На ровном месте чертят два города одинаковой величины. Как расстояние между городами, так и величина самых городов, вполне зависит от играющих.

Рюхи складываются на передних чертах городов. Складывают их самыми разнообразными способами. Иногда ставят две рюхи стоймя, попами, а между ними укладывают в несколько рядов остальные рюхи, плашмя. Устраивают колокольню; ставят рюхи стоймя в ряд по передней черте и т. д. Здесь важно, чтобы в обоих городах было совершенно одинаковое число рюх и уложены они были бы также одинаково.

Когда рюхи одинаково поставлены в обоих городах, игроки разделяются на две партии, из которых одна, по жребию, начинает игру.

Один из игроков становится на заднюю черту своего города и бросает палку в рюхи противоположного города; за ним другой, третий и т. д.

Когда кто-нибудь из них вышиб хотя одну рюху совсем из города, тогда остальные той же партии, еще не бившие, переходят на переднюю черту своего города и бьют оттуда.

Когда все палки первой партии брошены, вторая партия вступает в свой город, собирает все палки и точно таким же порядком старается разбить город своих противников.

Если рюха не будет совершенно вышиблена из города, а остановится на черте, то ее ставят попом.

Какая из партий прежде вышибет все рюхи из города, та считается выигравшею. Но если выиграла первая партия, то второй всегда дается право отыграться, т.-е. добить теми палками, которые первая партия уже бросила. Проигравшая партия обязана собирать все рюхи и построить оба города. Для следующей игры партии меняются городами, так как из одного города бывает иногда легче выбивать, чем из другого.

 

4. Городок.

Для этой игры надобно иметь шесть рюх и две палки. На земле чертят круг около аршина в поперечнике. По самой средине круга ставят одну рюху, вокруг нее четыре и на среднюю ставят шестую. В известном от круга расстоянии проводят черту, с которой поочередно бьют палками, каждый по два раза.

Выбивший из круга одну верхнюю рюху присчитывает себе пять очков, за верхнюю вместе с другими — три, а за все остальные рюхи — по одному очку. Когда первый из играющих пробил обеими палками, сосчитывают, сколько он сделал очков, причем за каждую поваленную, но не выбитую из круга рюху высчитывается у него по одному очку. Затем бьет второй и т. д. Выигрывает тот, кто сделал 25 очков.

 

5. Сторожка.

На земле чертят четырехугольник шагов в 5 шириною и десять длиною. Посредине одной из коротких сторон этого четырехугольника укладывают пять рюх. По жребию выбирают кого-нибудь в сторожа построенного города. Сторож имеет жгут. Каждый из играющих имеет палку и поочередно становится на противоположной городу стороне четырехугольника, откуда бросает своею палкою в город.

Чтобы иметь право бить в другой раз, играющий обязан достать свою палку. Если сторож поворотлив и внимателен, то это сделать не легко, так как, поспешно построив город, сторож старается ударить бегущего за палкою жгутом. Получивший же удар жгутом сам после того становится сторожем. Поэтому бросивший палку остается на черте, с которой бил, и наблюдает за сторожем; заметив, что сторож зазевался, или что город сильно разбросан, —обегает кругом четырехугольника и ставит ногу на свою палку.

Через четырехугольник перебегать нельзя, а надо непременно огибать его; даже тогда, когда палка не долетела до городка и остановилась внутри четырехугольника, необходимо бежать за палкою, огибая четырехугольник, и затем уже чрез городскую черту войти в него и добежать до палки. Если кто из играющих побежал за палкою чрез четырехугольник, то он становится сторожем.

Иногда, добежав до палки, играющий не успевает воротиться на место; тогда он может остановиться у своей палки, поставив на нее ногу, и выждать удобного для возвращения случая. Если уже все били своими палками, а выручить их не успели, то все сразу бегут, причем сторож всегда успеет кого-нибудь ударить жгутом. Не должно забывать, что сторож не имеет права бить жгутом до тех пор, пока не привел города в порядок.

 

6. Медведь ревёт.

Для этой игры каждый из играющих берет по палке, а обрубок, длиною в поларшина и толщиной в полтора вершка, представляет медведя. На этом обрубке с одной стороны делают две зарубки крестообразно.

На земле чертят небольшой кружок, который будет изображать берлогу медведя, а полукругом от этой берлоги роют небольшие ямки так, чтобы каждая была от берлоги шагах в двадцати. Ямок роют столько, сколько играющих, без одного.

Все играющие становятся в ряд и, поставив свои палки на носки правых ног и слегка придерживая рукою, бросают палки ногою. Кто бросил свою палку ближе всех, тот становится облавщиком.

Облавщик ставит медведя в берлогу, а стрелки каждый занимает по ямке. Первый стрелок бьет в медведя своею палкою, затем второй, третий и т. д. Если медведь упал, то облавщик его поднимает, а если он откатился, то облавщик ставит его там, где медведь лежит. Когда все стрелки били в медведя, они бегут за своими палками, а облавщик, поставив медведя в берлогу, спешит занять одну из ямок.

Если сбитый медведь упал зарубками кверху, то облавщик, не поднимая его, кричит: «медведь ревет»; все бившие бегут за своими палками, а облавщик спешит занять ямочку. Тот, кто, вернувшись, не успел занять ямочки, делается облавщиком и ставит медведя на место. Если за палками побежали только несколько человек, то оставшиеся на местах могут переменять свои места; тогда, возвращающиеся с палками, не находя свободных ямочек, бросаются из стороны в сторону, что помогает облавщику занять одну из ямочек.

 

7. Попа гонят.

1) Для игры требуется большая площадь безразличной ширины, но по длине желательно более 100 метров.

2) Желающие играть становятся в одну линию, и каждый бросает с носка свою палку в пространство. Кто дальше бросит, считается вожатым (т.-е. ведет игру).

3) На месте своей палки вожак ставит попа (на подобие той рюшки, что употребляется в игре «медведь ревет») и отходит в сторону.

4) Игроки по очереди бьют в попа с тех мест, куда упали их палки, причем начинает игрок, ближе всех бросивший свою палку.

5) Сбитого попа вожак опять ставит на то же место, куда он закатился. Если же он закатился на место неудобное, его выносят на прямую.

6) Пробившие игроки могут снова получить руку, т.-е. право бить в попа, если после одного или нескольких ударов поп будет загнан дальше их палок; при этом соблюдается та же очередь; первый бьет тот, чья палка всего дальше лежит от попа.

7) Когда играющие перебросают за попа все свои палки и перед попом не останется ни одной, а поп будет стоять, тогда игрок, бывший на выручке, т.-е. бивший последний, заменяет вожака.

8) Вожак заменяется и тогда, если кто-нибудь не добросит своей палки до попа. Тогда тот становится вожатым.

9) При смене вожатого, попа гонят в другую сторону.

 

8. Загон.

Подготовительная игра к спортивной игре «хоккей». Для игры требуется ровная открытая площадка, 100 шагов длиной и 60 — 70 шагов шириной. Играющие в любом количестве делятся на две партии.

Играют мячом, величиной со средний арабский мяч, сделанным из пробки и перевитым снаружи веревкой. Цель игры — загнать этот мяч в город противника и не допустить его в свой город. Каждый из играющих имеет так называемую «мазлу», т.-е. палку, длиной в 1 или 11/4 аршин, на конце в виде небольшой лопаточки, или, еще лучше, с небольшим загибом, чтобы было удобнее ударять по шару. Если же ни шара, ни особых палок нет, можно употреблять арабский мяч и простые палки.

Города делят по жребию.

Начинают два игрока с середины площадки. Зажимая шар с двух сторон концами палки, они, по свистку судьи, стараются передать мяч своим игрокам, которые, в свою очередь, ударяя палкой по шару, катят его, передавая друг другу, в город противника.

Правила: 1) при гонке шара играющие могут бить по нему только мазлою, а отнюдь не ногой;

2) разрешается наносить удары слева и справа, но не подымая палку выше плеча;

3) Когда шар будет загнан за черту, город считается взятым, а партия, которой он принадлежал, признается побежденной;

4) победив определенное число раз или проиграв определенное время (напр., 20 минут), партии меняются местами;

5) после каждой победы игра начинается с середины, как было указано выше;

6) если одна партия укатила мяч за боковую черту, то он передается другой партии; один из игроков этой партии вводит его в игру ударом мазлы, передавая его одному из игроков своей партии.

 

9. Бабки.

Игра — коренная русская — хотя пользуется у нас каким-то презрением, но она не менее полезная для развития меткости, чем многие, которые у нас в ходу.

На бабке различаются: спинка, брюшко, правый и левый бока; один бок всегда бывает закругленнее и уже другого. Если несколько бабок положить на брюшко, то можно заметить, что у одних широкий бок находится на правой стороне, а у других — на левой; в первом случае бабка называется правичком, а во втором — левичком.

Бабка, лежащая на широком боку, называется плоцкой; лежащая на брюшке — жехом; лежащая на спине и на узком боку — ничкой. Бабки ставятся в ряд попарно — гнездами, — на недалеком расстоянии одно от другого. Бабки, поставленные таким образом, составляют кон.

Каждый из играющих выбирает себе биты; играют большею частью двумя битами. Для того, чтобы больше сшибать бабок с кона, биты наливают иногда свинцом, но игра свинчатками незаконна. За каждую биту на кон ставится по гнезду. На не котором расстоянии от кона проводится черта, называемая загонкой; расстояние ее от кона определяется играющими с общего согласия. Когда бабки поставлены на кон, играющие, становясь спиной к кону, катят или бросают (кто как хочет) биты за загонку, или, как называется,) гонятся.

Первыми бьют те, у которых легли плоцки, с тех мест, где они легли. Начинает тот, у кого плоцка легла всех дальше от загонки, а за ним — остальные, в порядке расположения бит. Если биты легли на одинаковом расстоянии, то тогда, чтобы решить, кому первому бить, играющие, которым принадлежат эти биты, жехуются, т.-е. катят свои биты, и у кого ляжет жех, тот бьет первым. На место сшибленных гнезд переставляют крайние гнезда. За плоцками следуют жехи: с них бьют в таком же порядке, как и с плоцк. После жехов бьют с ничек; нички собираются еще прежде, чем начинают бить с плоцек, и кладутся у загонки в том порядке, в каком они находились за загонкой. С ничек бьют левой рукой, и только с последней нички можно бить правой, если на кону стоит одно гнездо. Играющий, которому принадлежит последняя ничка, может просить пристава; если кто-нибудь согласен на его просьбу, то он ставит на кон гнездо; ничка бьет правой, и все несбитые бабки остаются в пользу давшего пристав. Когда все игроки пробьют, и на кону остается много бабок, то идут за течи, т.-е. не ставят снова бабок. Если же гнезд остается немного, то можно идти по бабкам или по ровным. Когда идут по бабкам, то за каждую биту прибавляют по одной бабке; когда кто-нибудь желает прибавить себе еще одну биту, то он за нее ставит не бабку, а целое гнездо; это называется наварить. Когда идут по бабкам, и у всех играющих вместе нечетное число бит, то одна бабка приставляется к какому-нибудь гнезду и вместе с ним составляет троицу, или ставится на одну из бабок какого-нибудь гнезда и называется попом. Когда на кону остается мало бабок, и идут по ровным, тогда за каждую биту ставится гнездо.

 

Игры в бабки.

1. Каретка. В шкуль (место, куда каждый игрок складывает свои бабки) относятся только те бабки, которые сшиблены чисто т.-е. полными гнездами; если же от какого-нибудь гнезда осталась бабка, то все сшибленные бабки ставятся обратно на кон и это называется ставкой; точно так же бабки ставятся обратно на кон, когда одна из сшибленных бабок ляжет на другую, или прислонится к ней или к целому гнезду так, что должна пошевелиться; если принять те бабки, которых она касается,— это называется шевельком.

2. Плоцка без загонки — похожа на каретку, только берутся бабки, сшибленные и нечисто.

3. Плойка с загонкой — отличается от предыдущей игры тем, что для нее нужны две загонки : одну, на которую кладутся нички, и другую, проведенную гораздо дальше первой от кона для того, чтобы гоняться.

4. Гусек простой. Бабки ставятся не в ряд, а гуськом по гнездам; впрочем, можно ставить и по бабкам, т.-е. по одной бабке. Гусек простой состоит в том, что берутся в шкуль бабки, сшибленные чисто, без ставки и без шевелька, и то только с головы или с хвоста гуська, а не из середины.

5. Гусек с выставком или штрафы — отличается от простого тем, что ставятся обратно на кон не только бабки, сшибленные из средины, или нечисто, но и выставляется еще такое же количество гнезд из своего шкуля.

6. Кон за кон. В этой игре не гонятся, а бьют с назначенного места по порядку, который зависит от играющих, или от того, кто прежде крикнет: «чур, первый!», «чур, второй !» и т. д., смотря по тому, кто как желает бить. Когда все пробьют с назначенного места, тогда начинают бить с тех же бит, только с другой стороны кона, и с тех мест, где легли биты, причем начинает дальнейшая от кона. Если бита не перекинется через кон, то она называется слепой, потому что с нее должно бить после всех с закрытыми глазами.

7. Салки. На кон выставляется по возможности больше гнезд; чем больше бабок, тем игра веселее. Сшибленные бабки ставятся снова на кон, а не относятся в шкули.

У каждого играющего должно быть только по одной бите. Поставив бабки, определяют место, с которого бить в кон. Начинают перебиваться, т.-е. бить по произвольной очереди. Кто сшибет одно или несколько гнезд хотя бы и нечисто, тот больше не перебивается. Оставшиеся в игре бьют вторично по новой очереди. Таким образом перебиваются до тех пор, пока останется один промахнувшийся в последней очереди. Если же случится, что в последней очереди всем удастся попасть в кон, то перебиваются снова все, или водить начинает сбивший меньше всех. Перебиваются иногда довольно долго, что бывает неприятно вышедшим первыми. Во избежание этого, жехуются; если окажется в первом жеховании несколько жехов, то жехуются снова те, у кого легли жехи, и водить должен тот, у кого ляжет последний жех. Затем начинается самая игра, т.-е. играющие бьют в кон, а вожак становится у кона и должен, поставив на места выбитые бабки, догнать кого-нибудь из играющих, которые бегут в это время выручать свои биты. Если вожак дотронется или, как говорится, осалит кого-нибудь, то уступает ему свое место, а сам берет биту и присоединяется к бьющим в кон. Салить можно только за коном, и как только играющий вернется за черту кона, то вожак не имеет права салить его. Случается, что все играющие дадут промах, и тогда гораздо труднее выручать биты, потому что вожак не занят постановкой бабок, а следит за тем, чтобы кто-нибудь не выручил своей биты. Если одному или нескольким из играющих удастся добыть биты, т.-е. вернуться с битами из-за кона, то они кричат: «выручим». В это время нельзя бежать за битой, если вожак стоит у кона, и за коном нет никого из играющих; тот, кто, несмотря на это, возьмет биту, осалится и заменяет вожака. Нельзя бить двум зараз; нельзя также бить в то время, когда вожак ставит бабки, а также, когда кто-нибудь из играющих находится за коном, выручая биту; кто преступает эти правила, тот осаливается.

 

Список используемой литературы:

И.Я. Герд - Игры для детей всех возрастов (7 изд.) - Ленинград,  1926 - С. 208