Игры с шарами

Детские игры на улице с шарами

Содержание

  1. Встреча
  2. Король
  3. Кегли
  4. Полевые кегли
  5. Игра в кегельбане
  6. Кошонет
  7. Плен
  8. Крокет
  9. Список литературы

1. Встреча.

Играют обыкновенно двое, причем каждый имеет столько же деревянных шаров, сколько и его товарищ.

Проводят на полу или на земле черту, от которой играющие садятся в равном расстоянии: один — по одну сторону черты, другой — по другую. Каждый, взяв в руку по шару и считая вслух «раз, два, три», по последнему слову катит свой шар навстречу шару товарища так, чтобы шары столкнулись. Если шары прошли один мимо другого, то их катят снова.

Прокатив все шары, каждый из играющих берет себе все шары, лежащие за чертою, ближе к товарищу. Затем, в том же порядке, катят их навстречу друг другу, но теперь число шаров будет, по всей вероятности, уже неодинаково у обоих играющих, а потому у одного выйдут скорее, чем у другого. Таким порядком игра продолжается до тех пор, пока у одного из играющих не останется ни одного шара, и он признается проигравшим.

 

2. Король.

Все играющие разделяются на две партии, причем каждая партия имеет одинаковое число шаров, но различных цветов, или шары одной партии отличаются от шаров другой какими-нибудь метками. Один шар, отличающийся от всех остальных, называется «королем» и служит целью.

Все играющие становятся на кон или черту, проведенную в известном расстоянии от «короля», и поочередно, игрок одной партии за игроком другой, начинают бить своими шарами. При этом каждая партия старается поставить свои шары поближе к «королю», а чужих отогнать от него подальше. Когда все шары одной партии окружат «короля» так, что между ними нет ни одного шара другой партии, то игра считается оконченною. При этой игре иногда нарочно стараются откатить «короля» подальше, а потому в нее удобно играть на открытом ровном месте. Тот, кто попал в какой-нибудь шар, бьет вторично и продолжает бить до первого промаха. Бьют всегда с одного и того же места, с кона.

 

3. Кегли.

В кегли любят играть не только дети, но и взрослые, а потому самые кегли делаются различных величин, сообразуясь с силами играющих, что особенно важно относительно величины шаров. Слишком тяжелым по руке трудно бить правильно, а слишком легкий, вместо того, чтобы катиться, будет прыгать.

Кеглей бывает девять, из которых один кегель делается побольше других и называется «королем». При кеглях бывает обыкновенно два шара.

Для кеглей строят особый досчатый помост, аршина в два шириною и от 8 до 10 саж. длины. Этот помост на заднем конце расширяется, а кругом обносится забориком или бортом. Очень важно, чтобы помост был совершенно ровный и не имел бы ни в одну сторону покатостей. Для сохранения его в таком виде его оберегают от дождя крышею. От широкого конца помоста к его началу проводят наклонный желобок, по которому можно было бы легко возвращать шары.

Помост для кеглей не есть необходимость; очень хорошо можно играть в кегли и дома, в большой комнате, на полу, разумеется, позаботясь о том, чтобы шаром не испортить чего-нибудь, и заставив какою-нибудь доскою противоположную стену, чтобы не обить штукатурки. И, наконец, можно играть просто на земле, тщательно выровняв ее.

Все девять кеглей расставляются в пять рядов так: в первом ряду, по самой средине, выставляется один кегель, во втором — два, в третьем —три, причем на место среднего ставится «король» прямо позади переднего кегля. Затем, в четвертом ряду опять два кегля, прямо позади кеглей второго ряда, и, наконец, последний кегель выставляют позади «короля». Расстояние между кеглями во все стороны должно быть одинаково.

В кегли играют двое или несколько человек, которые разделяются на две равные партии.

Условия игры бывают различны. Самые простые следующие: Начинает бить один из первой партии и, пробив два раза, передает шары одному из второй партии; тот, после двух ударов, передает следующему из первой партии и т. д. За каждый сбитый кегель считают одно очко; за «короля», сбитого вместе с другими кеглями, — 3 очка, а если сбит один «король», другие же кегли не тронуты, то :—9 очков. Выигрывает та партия, которая скорее насчитает у себя условленное число очков — 60 или 100.

Иногда же каждая партия бьет до промаха. Промахом считается, если шар обойдет четырехугольник кеглей справа или слева. Шар, прошедший между кеглями, хотя бы не уронивший ни одного, не считается промахом, напротив того — удваивает следующий удар. Счет ведут так:

  • - за самого переднего кегля насчитывают 10 очков,
  • - за кегли второго ряда и за кегли, стоящие в третьем ряду,
  • - по сторонам «короля», — по пяти очков,
  • - за кегли четвертого ряда — по 10 очков,
  • - за самого заднего кегля — 15 очков,
  • - наконец, за «короля», сбитого вместе с другими кеглями, — 25 очков,
  • - сбитый один «король» считается в 100 очков.

При этом, разумеется, и для окончания партии требуется не 60 или 100 очков, а 300 или 500. Не считается кегель: 1) сбитый шаром, отскочившим от борта, и 2) кегель, свалившийся после того, как шар вполне остановился.

 

4. Полевые кегли.

Эта игра очень похожа на игру в обыкновенные кегли, но шар приходится не катить по земле, а бросать дугообразно по воздуху, с тем расчетом, чтобы он упал в середину кеглей и сбил короля, т. к. сбитый король увёличивает счет очков. Счет ведется приблизительно так:

  • - за одного короля считается 10 очков,
  • - если же он сбит с другими кеглями—то 5 очков;
  • - угловые кегли — по 5 очков,
  • - а если сбиты все кегли, то каждая по одному очку;
  • - последняя сбитая одна считается за 10 очков.

За промахи игроков не исключают.

Играть в полевые кегли удобнее на открытом месте, чем на помостках. Здесь кегли берутся обыкновенно большие и расставляются широко так, чтобы между кеглями было расстояние около трех четвертей аршина. Вместо деревянного шара часто употребляют довольно большой кожаный мяч, набитый волосом.

Условившись относительно очереди бить, расставляют кегли и назначают место, с которого бить. Это место обыкновенно назначается тем, кому досталась последняя очередь. Определяет он это место не по произволу, а, став около кеглей, откатывает шар слабо или сильно, как пожелает. Где шар остановится, с того места бьют.

Каждый бьет два раза, причем первый раз с указанного места, а второй — с того места, где его шар остановился. При первом ударе, следовательно, надобно стараться не только сбить кегли, но и так соразмерить удар, чтобы шар недалеко откатился. Пробив два раза, игравший сосчитывает число выбитых очков, которые считаются по условию, ставит кегли и передает шар следующему.

Когда все пробили, считают, кто из играющих выбил всего более очков, — тот выиграл игру и пользуется правом назначить место, с которого бить в следующую игру.

 

5. Игра в кегельбане.

В кегельбане игра ведется иначе: шары катят, очки считаются иначе, значение короля теряется, а важной является передняя кегля.

Кегельбан состоит из галлереи с гладким полом, который для серьезных игр тщательно выравнивается; средняя же доска делается из плотного дерева, преимущественно из дуба.

Ширина этого пола-проката 2 аршина, длина 15—2 5 аршин. Бока галлереи обшиваются досками. В конце галлереи, где ставят кегли, делается небольшое уширение для расстановки кеглей. С левой стороны приделывается узкий наклонный к началу галлереи желоб, по которому шары возвращают обратно к игрокам.

Счет очков сообщается либо криком, либо устраивается механизм на подобие часового. Расстановка кеглей, как на фигуре 3-й. Расстояние между кеглями такое, чтобы шар бьющего проходил с трудом. Счет очков и правила следующие:

  • 1) каждая кегля считается по очку, если передняя не сбита;
  • 2) если сбита и передняя, все кегли считаются вдвое;
  • 3) если сбиты кегли только среднего ряда (3 кегли), считается девять (9) Очков;
  • 4) если вместе с передней сбиты восемь кеглей, то считается (30) очков;
  • 5) если сбиты все кегли, считается пятьдесят (50) очков;
  • 6) если сбиты все кегли, кроме средней (короля), считается шестьдесят (60) очков;
  • 7) шар, задевший за борт, и не сбивший ни одной кегли, считается за промах и дает минус два очка;
  • 8) партия назначается до 200, причем счет можно вести от 1 до 20 0 и от 200 до 1 ;
  • 9) весь перебор очков свыше двухсот засчитывается игроку в минус;
  • 10) можно играть и партиями: например, 2 игрока против Двух. Тогда игроки в партиях бьют по-очереди и передают друг другу счет очков.

 

6. Кошонет.

Во Франции и Бельгии очень популярная игра. У нас играют в похожую итальянскую игру «Бочи».

Игра состоит в метании шара и требует от играющих, кроме ловкости, много сообразительности и расчета.

Для игры выбирается ровное место сажень в 20 длиной и 6 —7 сажен в ширину.

Игроки делятся на две партии, каждому дается по шару, причем цвета шаров различных партий должны быть разные (напр., черные и желтые).

Так называемый шар-кошонет ставят шагов на 20 от коновой линии. Он делается третьего цвета (напр., красный). Величина шаров — крокетная.

Игроки бросают свои шары по-очереди: сначала черный, потом желтый, потом опять черный и т. д.

Цель каждого игрока — бросить свой шар поближе к шару-кошонету, или приблизить шар своей партии к кошонету или отбить шар игрока чужой партии от кошонета, или, наконец, ударом об шар-кошонет передвинуть его так, чтобы он оказался ближе к шару своей партии.

Правила:

  • 1) партии выбрасывают все свои шары; затем производится подсчет шаров: за счет ближайшего шара одной партии снимается ближайший шар другой партии и очки считаются той партии, шар которой был ближе к шару-кошонету ;
  • 2) если два шара находятся к кошонету одинаково близко, их снимают без счета;
  • 3) очки считаются так: ближайший шар получает столько очков, сколько игроков в партии, следующий—на единицу меньше, и, наконец, более близкий из самой дальней пары шаров—одно очко;
  • 4) всякий удар по кошонету дает партии одно очко; но если при этом покатившийся кошонет коснется шара противника, то это очко переходит в противную партию;
  • 5) шары или катят или бросают, как кому хочется;
  • 6) игра считается оконченной: или, если партия достигает полной победы, т.е. все ее шары будут ближе всех шаров противника, или, если она добьется заранее определенного числа очков, напр., 100;
  • 7) счет можно вести еще и так: считать ближайший к кошонету шар за 1, следующий — за 2 и т. д.; тогда выигравшею считается та партия, которая из определенного числа игр набрала наименьшее число очков. При таком расчете игрок, по-павший в кошонет скидывает с числа своих очков — одно, а попавший в кошонет, который рикошетом заденет шар другой партии, скидывает очко со счета очков противной партии.

 

7. Плен.

Для этой игры на ровном месте проводят две черты, одну против другой, в расстоянии 30 шагов. Играют двое, причем у каждого по девяти кеглей и по шару. Один из играющих расставляет свои кегли вдоль одной черты, другой — вдоль другой. Все кегли расставляются в равном друг от друга расстоянии. Бьют поочередно, то один, то другой, каждый стараясь сшибить кегли своего товарища. Сбивший кеглю ставит ее сейчас же рядом с своими, т.е. берет его в плен. Если сбит «король», то вместо него выдается два кегля. Когда на одной стороне не останется ни одного кегля, то игра считается оконченною. Ту же игру можно играть дома на большом столе, причем вместо кеглей расставляют оловянных солдатиков, а бьют небольшим шариком.

 

8. Крокет

Для игры в крокет нужно ровное место, будет ли то убитая щебнем и песком площадка, или лужайка с густо посеянной и низко скошенной травой. Чем ровнее и глаже место, тем правильнее может быть игра, так как можно вернее рассчитывать удары. В игре могут участвовать от 2-х до 8-ми человек. Играющие делятся на две партии, и каждый берет себе шар, молоток и марку с одинаковыми отметками. Одна партия берет шары, молотки и марки с полосами одного цвета, другая — с полосами другого цвета. Если играют двое, то каждый берет, по крайней мере, по два шара. Молотки бывают различной формы, но одни из самых удобных — цилиндрические, у которых один конец закругленный, а другой срезан прямо.

Дуги и колышки втыкаются в землю в таком порядке, как показано на фигурах 5, 6 и 7. Расстояние между дугами бывает различно, что зависит от величины ровного места, а также от ловкости играющих. Чем ближе расставлены дуги, тем легче провести через них шар. Обыкновенно за расстояние между дугами принимают длину ручки молотка.

Играют поочередно, сначала один из первой партии, потом один из второй, затем опять из первой и т. д. Пропустивший свою очередь, теряет ее и ждет новой.

Цель игры двоякая: во-первых, самому провести и помочь своим товарищам поскорее пройти своими шарами через все дуги по порядку и, во-вторых, помешать то же сделать другой партии.

Начинающий ставит свой шар приблизительно посредине между колышком и первою дугою и бьет его молотком, стараясь провести через первую дугу (фиг. 8). Бить боком молотка не дозволяется, точно так же, как держать за палку у самого молотка. Если шар не пройдет под первой дугой и станет так, что может мешать следующим за ним шарам, то он на время принимается, пока играют другими шарами, и затем опять становится на то же место, с которого был принят.

Шар гонится с помощью молотка и считается правильно сыгранным только после резкого, ясно слышанного удара по нему. При этом надо заметить, что направление шара вполне зависит от направления самого молотка.

Если шар остановился под дугою, то для решения спора, прошел ли он или нет, прикладывают плотно к задней стороне дуги ручку молотка. Если ручка может быть так приложена, не сдвинув шара, то шар считается прошедшим, и бивший пользуется правом вторично бить.

Вслед за первой дугой шар проводится чрез вторую, третью и так далее, до первого промаха, после которого играющий выставляет свой значок на своей очередной дуге, а следующий по очереди начинает бить.

Каждый провод шара чрез дугу дает право бить еще раз. Промах молотком по шару за удар не считается, но если молоток задел за шар, и шар сдвинулся, то такой удар считается за действительный.

Удачно проведший свой шар чрез первую дугу заручается на все время игры правом бить не только через следующую дугу, но и в чужой шар, т.е. правом рокировать, но при этом должен каждый раз перед ударом называть рокируемый шар.

Если два шара соприкасаются, то рокировать друг друга они не имеют права.

Ударив своим шаром в чужой (или рокировав его), бивший обязан крокетировать, т.е. он приставляет свой шар к тому шару, в который попал, наступает на свой носком ноги и ударом молотка по своему шару отбивает чужой шар. Если тот шар, в который попал игравший, принадлежит к его партии, то он, если это возможно, проводит его чрез очередную для этого шара дугу, или ставит его на лучшую позицию посредством крокетировки; а если этот шар принадлежит чужой партии, то отсылает его куда-нибудь подальше.

От воли играющего зависит, идти ли в очередную дугу, делать ли рокет, или просто откатить свой шар на такое место, которое он найдет более выгодным для своей партии. Вообще, во время игры надо постоянно иметь в виду выгоду всей своей партии. Начинающие игроки часто забывают это и, из простого желания погоняться за чужим шаром, портят дело своей партии.

Крокетировка дает право играть дальше. Если же при ударе свой шар пошевелится, то право на следующий удар теряется.

По одному и тому же шару крокетировать в одну очередь, не прошедши следующей по порядку дуги, не дозволяется.

Иногда, что зависит от условия, крокетирование заменяют подкатыванием своего шара на более удобное для следующего удара место. Если играющий ударом своего шара или посредством крокетирования проведет другой шар чрез очередную дугу этого шара, то, был ли это чужой шар или шар своей партии, он считается прошедшим чрез эту дугу, и значок того шара переносится на следующую очередную дугу.

Дойдя до второго колышка, необходимо ударить в него шаром, что дает право вновь бить и гнать свой шар обратно чрез дугу.

Пройдя все дуги кругом и вернувшись снова к первому колышку, можно или покончить игру, ударив своим шаром в этот колышек, после чего шар снимается с поля, или можно, не ударяя в колышки, обойти его и сделаться «казаком», или «бойцом». Казаку нечего заботиться о проходе чрез дуги, так как они все уже им пройдены; его дело - помогать шарам своей партии и вредить чужой партии. Казак в одну очередь может крокетировать один и тот же шар только раз. Впрочем, для оживления игры, уславливаются давать бойцу право на два крокета в одну очередь и более. Боец, ударившийся каким бы то ни было образом в последний колышек, выходит из игры.

Та партия, которая успела прежде другой провести все шары чрез все дуги и ударить ими в первый колышек, считается выигравшею.

 

Список используемой литературы:

  • И.Я. Герд - Игры для всех возрастов (7 изд.) - Ленинград, 1926 - С. 208