Детские игры камешками

В статье рассказывается о детских играх камешками, которые существовали с древних времен и популярны до сих пор. Автор описывает различные виды игры, объясняет правила и рассказывает о том, как участники могут развивать свою ловкость и быстроту реакции. Также в статье упоминаются преимущества таких игр для физического и психологического развития детей.

Содержание:

  1. Ямка
  2. Ямки
  3. Камешки
  4. Котлы или классы
  5. Котлы, классы 2
  6. Болото
  7. Бабки-лодыжки
  8. Выбей из круга
  9. Бита
  10. Метание с плеча
  11. Метание снизу
  12. Тохси
  13. Выбей альчики из круга! (Чечено-ингушская)
  14. Посадка картошки (Пасадка бульбы. Белорусь)
  15. Подними монету (Кум алу. Казахская)
  16. Щелчок (Нипсумянг. Эстонская)
  17. Игра в школу (Коолимянг. Эстонская)
  18. Камешек
  19. Жары
  20. Верты
  21. Мостик
  22. Из руки в руку
  23. Грудка
  24. На подолик
  25. Через реку
  26. Мены
  27. Одиночка
  28. Двойка
  29. Тройки
  30. Чет и нечет
  31. Царапки
  32. Щелчки
  33. Блошки
  34. Волчок
  35. Бирюльки
  36. Игры камешками без названия
  37. Упражнения с камешками
  38. Список литературы

1. Ямка.

Все играющие целятся на две партии. На ровном месте в земле делают ямку, в условленном расстоянии от которой проводят черту. С этой черты начинают поочередно бросать камешки, стараясь попасть в ямку. Когда все играющие бросили по камешку, считают, сколько камешков какой партии попало в ямку. Чьих камешков окажется больше, та партия и выиграла.

 

2. Ямки.

Иногда вместо одной ямки роют девять; так, одну ямку посредине, четыре — в известном расстоянии кругом этой средней и, наконец, четыре — еще дальше от средней, кругом первых четырех. При этом средняя ямка обыкновенно делается самою маленькою, вокруг нее лежащие — несколько побольше, а наружные - самыми большими. Здесь играющие не делятся на партии, а каждый играет за себя. Все играют по-очереди до промаха. Начинающий бросает с известного расстояния камешком в одну из больших ямок; если попал, то берет свой камень и бросает в следующую большую ямку и т. д. Тот, кто попал поочередно во все четыре большие ямочки, получает название «ученика» и начинает бросать в том же порядке в следующие четыре ямочки, успешно пройдя которые он делается «подмастерьем» и наконец, бросает в среднюю ямку, попав в которую он становится «мастером» и выигрывает игру. Если камешек попал не в ту ямку, куда ему следовало попасть, то это считается промахом, и бросать начинает следующий.

 

3. Камешки.

Выбирают семь камешков равной величины или семь одинаковой величины пуговиц. Один из играющих берет все семь камешков в руку и, подбросив, ловит их спинкою руки; затем подбрасывает и ловит ладонью. То же самое повторяют все играющие, и кто таким способом поймал наибольшее число камешков, тот начинает игру. Если у двоих число пойманных камешков одинаково, они перебрасывают вновь.

Начинающий игру бросает все семь камешков на стол и, взяв один из них, подбрасывает его вверх; пока он летит, схватывает один из камешков со стола и ловит подброшенный камень. Затем поднятый со стола камешек откладывает в сторону и старается таким же способом взять со стола второй, третий и т. д. Если ему удалось собрать по одному камню со стола все, он становится «учеником».

Ученик, бросив все семь камешков на стол, выбирает из них один и, вскинув его вверх, старается взять со стола уже не один, а сразу два камня, и затем словить подброшенный кверху. Собрав все три пары со стола, он делается «подмастерьем». Подмастерье точно таким же порядком собирает камешки со стола, но уже не по два, а по три сразу. Исполнив это, он делается «мастером». Мастер должен взять все семь камешков в руку и, прикрыв шесть из них пальцами, седьмой подбросить вверх, все шесть положить на стол и поймать подброшенный. Затем вновь подбросить его, собрать все шесть камешков сразу со стола и опять словить подброшенный; тогда он становится «инженером» и выигрывает игру.

Если кто-либо из играющих не словил подброшенного камешка, или взял со стола не то число камешков, которое следовало, или сдвинул с места лежащие на столе камешки, то бросать начинает следующий по-очереди.

 

4. Котлы или классы.

Зимою на полу мелом, а летом на песке палочкою чертят фигуру, как на рисунок 1.

Размеры этой фигуры бывают различны, что зависит от места и от желания играющих. Начертив котел, играющие запасаются каждый по плоскому камешку и назначают между собою очередь.

Начинающий бросает свой камешек в 1 класс, становится на одну правую ногу, перепрыгивает в тот класс, где лежит его камешек, и, все время оставаясь на одной правой ноге, выталкивает ею камешек из этого класса в поле; а за камешком и сам выпрыгивает туда же.

Но при этом соблюдаются следующие правила.

Если камень попал на черту или попал не в тот класс, в который ему следовало, то играть начинает следующий по-очереди.

Если играющий наступил сам на какую-либо черту, или опустился на обе ноги, то тоже передает право играть следующему по-очереди. То же - если камень, выбитый из класса ногою, вылетит в бок, а не пройдет прямо через первую черту в поле.

Исполнив все эти условия и выбив благополучно камешек из первого класса, играющий бросает его во второй класс, становится уже не на правую, а на левую ногу и точно таким же порядком выбивает свой камешек из этого класса. Вообще, из всех четных классов камешек выбивается левою ногою, а из нечетных - правою. Точно таким же порядком камешек выбивается из 3 и 4 классов.

Дойдя до 5 класса, играющий обязан делать крест, т.е. стать одною ногою в 5 класс, а другой — в 6, затем подпрыгнуть, повернувшись при этом так, чтобы нога, стоявшая в 6 классе, очутилась в 5, и наоборот. Затем уже он продолжает выбивать камень, как и прежде. Точно таким же порядком он выбивает и из остальных классов, не забывая каждый раз на пути, при проходе через 5 и 6 классы, делать крест. Позабывший передает игру следующему по-очереди.

Пройдя до 10 класса, играющий уже не выбивает отсюда камня обыкновенным порядком, а подвергается выпускному экзамену. Продолжая стоять на левой ноге, он нагибается, поднимает камень, кладет его под колено правой согнутой ноги и прыгает три раза кругом круга, не роняя камня. Затем он становится на каблуки обеих ног и, положив камень на носок левой ноги, идя на каблуках, выносит так камень чрез все классы в поле. При этом, разумеется, он креста уже не делает, но поправлять рукою камня, а также ступить на черту нигде не смеет. Кто исполнит все эти правила, тот выиграл игру.

Взглянув на фигуру, мы увидим еще два отделения: одно,— обозначенное "болото", другое - "море", о которых еще не говорили. Если чей-нибудь камень во время игры попадет в «болото», тот начинает игру опять с первого класса. Уронивший же свой камень в "море" выходит совсем из игры.

Котел чертят различно, как видим из рисунок 1, да и самые правила могут изменяться, причем и название игре дают другое.

Схема поля для детской игры Котлы и классы
Рисунок 1. Cхема поля для игры "Котлы или классы"

 

5. Котлы. Классы 2.

На земле чертят фигуру. Каждое отделение фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь, кому начинать игру первым, кому - вторым, третьим и т. д. 

Первый играющий встает перед чертой и бросает камешек в первый класс. Если камешек попал в класс, то он встает на одну ногу, перепрыгивает через черту в класс, затем носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги. Он играет, пока камешек не попал на черту. После чего игру начинает второй игрок. Когда очередь дойдет до первого, он начинает игру с того класса, в котором ошибся. Когда он доходит до четвертого класса, берет камешек в руку и встает так, чтобы одна нога была в четвертом классе, а другая - в седьмом. Подпрыгивает и переставляет ноги так, чтобы одна была в шестом, а другая - в пятом классе. Дальше выпрыгивает в полукруг, это «университет», где игрок некоторое время отдыхает. Затем камешек бросает в седьмой класс, встает одной ногой в седьмой, другой - в четвертый, передвигает камешек в шестой класс; подпрыгивает и встает ногами в шестой и пятый классы. Дальше камешек передвигает в пятый класс, подпрыгивает и встает опять в седьмой и четвертый классы, камешек передвигает в четвертый класс и, стоя на одной ноге в четвертом классе, передвигает его в третий, затем во второй и первый, а затем выталкивает его из класса и выпрыгивает сам. 

Играющий прошел все классы, дальше его ждет экзамен. Он кладет камешек на носок ноги и идет на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. После экзамена он заканчивает игру, но остальные игроки могут ее продолжать. 

Правила игры. Игру начинает очередной игрок, если предыдущего камешек попал на черту или не в тот класс или игрок встал ногой на черту. Игрок, допустивший ошибку, вновь начиная игру, бросает камешек в тот класс, где он ошибся.

 

6. Болото.

Начинающий бросает свой камешек в 1 класс; на одной ноге прыгает в этот класс, но не выталкивает оттуда камня в поле, а толкает его во второй класс, сам туда перепрыгивает, все оставаясь на той же ноге, толкает камень в третий класс и так доходит до последнего класса, откуда или вышибает сразу камень чрез все классы вон, или толкает его, прыгая на одной ноге, из класса в класс по порядку, или выносит камень на носке, как было сказано выше, что зависит совершенно от заранее поставленного условия.

 

7. Бабки-лодыжки (Шагай наадан. Бурятия).

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

 

8. Выбей из круга (Дёгерекден чыгъар. Горалдаса борч/ изабе. Дагестан).

Чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3-4 м от него проводят линию. Играют пять-шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг  определенное количество камешков (от двух до пяти - по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежит. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу.

Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков.

Правила игры. Бросать камень надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.

 

9. Бита (Шела. Осетия).

Бросая по очереди плоский камень (сланцевую пластинку диаметром 10-15 см) двое играющих стараются попасть им в шарик, (деревянный или каменный). 

Расстояние, которое «пробежит» шарик после удара камнем, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние. 

Правила игры. Играющие бросают камень строго по очереди. 

Вариант. В игре могут участвовать две команды. В этом случае игру ведут до определенного счета. Каждый участник команды, бросая камнем в шарик, ведет свой индивидуальный счет. Потом суммируются результаты всех членов команды. 

 

10. Метание с плеча (Уахскуазай ахст. Осетия).

Для этой игры берется мешочек с песком массой 200-300 г. Его поднимают на уровень правого плеча и кладут на ладонь. Играющий, несколько отклонившись всем корпусом и приседая, с силой отбрасывает мешочек. 

Правила игры. Место удара мешочка о землю отмечается. Выигрывает тот, кто бросит дальше всех. 

 

11. Метание снизу (Бынай ахст. Осетия).

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше. 

Правила игры. При повторении игры мешочек бросают левой рукой. 

 

12. Тохси (Крупная кость, бута. Осетия). 

На ровной площадке чертят, два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга в один ряд расставляют разноцветные альчики (можно заменить камешками), по одному от каждого игрока. Играющие становятся на линию внешнего круга так, чтобы она пришлась на середину ступни. Они метают биту по очереди. 

Задача заключается в том, чтобы крупным альчиком-битой - тохси - выбить альчики за пределы большого круга. 

Правила игры. Если альчик выкатывается за линию, игрок выигрывает. Если он промахивается, то не имеет права бить второй раз (пропускает ход).

 

13. Выбей альчики из круга! (Чечено-ингушская).

На ровной утрамбованной площадке чертится круг диаметром 1-1,5 м. Отступив от круга на 2 м, проводится кон (черта), откуда дети будут начинать игру. В игре принимают участие два игрока. Каждый играющий ставит по два альчика; дети договариваются, кто будет делать первую попытку.

Если первый игрок не попадет в альчики, попытку делает Следующий игрок. Если и у него неудачная попытка, то продолжает игру тот, у кого дальше от круга отлетел альчик. Если попытка удачная и он попадает, но его альчик, которым он бил, остался в кругу, то он становится на черту круга, откуда ему удобнее попасть в стоящие в кругу альчики. Если он потерпел неудачу, игру продолжает второй игрок. 

Игра длится до тех пор, пока в кругу не останется ни одного альчика. В конце игры подсчитывается количество альчиков. Выигрывает тот, у кого больше альчиков. 

Правила игры. Начинать игру надо с кона, затем в случае удачи продолжать с линии круга.

 

14. Посадка картошки (Пасадка бульбы. Белорусь).

Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым,- капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати - тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружок, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку и т. д. 

Правила игры. Капитаны стартуют по сигналу. Игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать. Подбегать к команде надо с левой стороны.

 

15. Подними монету (Кум алу. Казахская).

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки – передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет. 

Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

 

16. Щелчок (Нипсумянг. Эстонская).

Несколько человек садятся кругом на разостланной мягкой подстилке и играют пятью маленькими камешками. Договариваются о количестве набираемых очков (например, до десяти). Первый играющий с ладони подбрасывает камешки. Когда они падают, он подставляет тыльную сторону ладони: камешки, ударяясь о нее, раскатываются по подстилке. Необходимо направлять их так, чтобы они легли подальше друг от друга. Играющий одной рукой берет любой из камешков и подбрасывает его вверх. Пока тот находится в воздухе, игрок старается схватить другой камешек с подстилки и поймать в ту же руку летящий камешек. При этом камешки должны щелчком удариться друг о друга. 

Затем игрок выкладывает один камешек с ладони на подстилку, а с остальными продолжает действовать до тех пор, пока не будут подняты все четыре камешка. 

В следующем упражнении играющий подбрасывает камешки и старается поймать их на тыльную сторону ладони. Счет ведется так: если игроку удалось поймать четыре камешка, ему отсчитывают от десяти очков четыре. Выигрывает тот, кто первым доходит до нуля. Если игроку не хватило, например, одного очка, но при последнем подбрасывании у него на тыльной стороне ладони осталось четыре камешка, то он опять ждет своей очереди, стараясь в этот раз при подбрасывании поймать только один камешек, что даст ему недостающее очко. 

Если при описанных приемах игры не удалось набрать нужное число очков, то игроки переходят к выполнению следующих заданий: они стараются подбросить тыльной стороной ладони все пять камешков, чтобы они легли по возможности двумя парами и один в стороне. Теперь необходимо, подбрасывая один камешек, поднимать с подстилки сразу два. В следующий раз разбрасывают камешки уже так, чтобы три лежали вместе, а два других - отдельно; потом так, чтобы четыре легли от дельно от пятого. 

Правила игры. Первый ребенок играет до тех пор, пока не допустит ошибку. Тогда играет следующий по очереди. Разбрасывать камешки по подстилке группами можно только после того, как они пойманы на расставленные пальцы. Следует применять и другие приемы игры. 

 

17. Игра в школу (Коолимянг. Эстонская).

На площадке чертят прямоугольник, состоящий из пяти квадратов, стороны у которых равны 60 см. Это классы. По считалке или другим способом выбирают учителя. Он берет маленький камешек, прячет его за спиной в кулак, вытягивает руки вперед. Один из играющих - ученик - должен отгадать, в какой руке камешек. Если ему это удается, то он получает право бросить свой камешек в первый класс так, чтобы камешек остался в квадрате. В таком случае он снова угадывает, в какой руке зажат камешек, и в случае удачи бросает его во второй класс. Если камешек не попадет в квадрат или ученик не отгадает, в какой руке у учителя спрятан камешек, то он остается в первом классе. Очередь на игру переходит к следующему ученику. Кто первым закроет все классы, тот и побеждает. 

Правила игры. Если камень лег на черту, он считается не попавшим в квадрат. При повторении игры ребенок бросает камешек в тот квадрат, на котором он остановился в предыдущий раз.

 

18. Камешек

Дети сидят на скамейке или стульях, ладони y всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.

Правила. 1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.

2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!»

 

19. Жары

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока он летит, нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться одновременно всех и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону.

 

20. Верты

Пять камешков игрок берет в руку, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока он летит, нужно успеть перевернуть или сдвинуть с места одни из лежащих на столе камешков. Камешки, которых играющий коснулся или перевернул, откладывают в сторону.

 

21. Мостик

Дети кладут в ряд по четыре камешка близко друг к другу. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.

 

22. Из руки в руку

Дети кладут на стол четыре камешка. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

 

23. Грудка

В правую руку дети берут по пять камешков, один бросают вверх, а четыре грудкой кладут на стол и ловят той же рукой брошенный камешек. Камешек подбрасывают вверх еще раз, быстро берут лежащие на столе четыре камешка и ловят брошенный.

Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

 

24. На подолик

Играющий рассыпает на столе по четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

 

25. Через реку

Играющий рассыпает на столе по четыре камешка, пятый подбрасывает из-под левой, вытянутой вперед руки. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть один камешек взять со стола и переложить на колени, подол платья. Игра повторяется до тех пор, пока играющие не поднимут все камешки и не переложат их на колени.

 

26. Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра аканчивается, когда все камешки играющие обменяют.

 

27. Одиночка

Ребенок берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх, быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.

 

28. Двойка

Ребенок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке осталось три камешка. Еще раз играющий бросает один камешек вверх, два оставшихся камешка кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий раз камешек подбрасывается вверх, а со стола нужно успеть взять два камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо взять остальные два камешка.

 

29. Тройки

В правой руке игроки держат по пять камешков, один подбрасывают вверх, а четыре кладут на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один отдельно, и ловят камешек, брошенный вверх. Камешек подбрасывают еще раз вверх. Прежде чем его поймать, нужно успеть взять сначала три камешка со стола. Камешек подбрасывают снова вверх, быстро берут со стола оставшийся камешек и ловят брошенный.

 

30. Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки на тыльную сторону одной руки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает у играющих: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры.

 

31. Царапки

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки.

Если играющий не поймал брошенный камешек вверх, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.

 

32. Щелчки

От круглой палочки или прута диаметром 1,5-2 см отрезают 15-25 кусочков длиной по 2-2,5 см. Разрезают их вдоль, чтобы получились маленькие поленца. Одна сторона у поленца плоская, а другая полукруглая. Их должно быть 30-50 штук.

Тот, кто первый начинает игру, берет поленца в руки и рассыпает их по столу. Затем выбирает те, которые лежат в одинаковом положении, и щелчком ударяет по одному из них, стараясь попасть в другое поленце. То поленце, в которое попали, считается выбитым, и играющий забирает его как выигрыш. Как только первый играющий промахнется, игру начинает второй. Он также может собрать поленца и рассыпать их по столу. Игра продолжается до тех пор, пока все поленца не окажутся выигранными.

Правила. 1. Во время щелчка нельзя задевать рукой рядом лежащие поленца.

2. Поленца, упавшие друг на друга в одинаковом положении, т. е. либо вверх, либо вниз плоскостью, можно брать оба как выигрыш.

3. Щелчком можно выбивать только те поленца, которые лежат отдельно.

4. Считаются вне игры поленца, которые лежат один на другом, но по-разному.

 

33. Блошки

Блошки - это пластмассовые кружочки диаметром 12-15 мм и толщиной 1 - 1,5 мм и кружочки-биты диаметром 20-25 мм. Играющие садятся друг против друга за столом, у каждого по 5 блошек и по одной бите. Посередине стола ставится коробка, на расстоянии 15-20 см от нее играющие проводят линию кона, каждый со своей стороны.

На линию кона ставят блошки и, нажимая краем биты на край блошки, заставляют ее подпрыгивать вверх так, чтобы она попала в коробку. Если блошка попадет в коробку, то играющий получает право загонять следующую блошку. Если же он промахнулся, игру начинает следующий ребенок.

Можно регулировать высоту и длину прыжка блошки, нажимая битой на ее край с разной силой или загонять не в коробку, а в центр стола на квадрат или круг, вырезанный из мягкой ткани или бумаги, картона.

 

34. Волчок

С волчком ребенок начинает играть сызмала. Его можно не только просто запускать, любуясь движением, но и организовывать с ним различные коллективные игры.

1. Дети одновременно пускают волчки: чей волчок вращается дольше других, тот и выигрывает.

2. Волчки запускают в воротики или между предметами, которые расставлены на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

3. Волчки пускают по очереди: чей волчок собьет больше шариков, рассыпанных на столе, тот выигрывает.

4. Из цветной бумаги вырезают круги или квадраты - игровое поле (стороны квадрата по 15 см, диаметр круга 20 см). Дети одновременно пускают волчки, каждый на своем игровом поле: чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

 

35. Бирюльки

Играющие рассыпают бирюльки (разные фигурки) на столе и вытаскивают их по одной палочкой с крючком на конце так, чтобы не задеть рядом лежащую. Если крючок, которым поднимают бирюльки, прикрепить к шнурку, то подцепить фигурку будет еще сложнее. Выигрывает тот, кто больше вытащил бирюлек. Игра заканчивается, когда все бирюльки будут разобраны.

 

36. Игры камешками без названия

1. Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага лицом в круг. Камешек передают одной рукой по кругу сначала в правую, потом в левую сторону. В зависимости от числа играющих камешков может быть три и более штук. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.

Вариант. Та же игра, но дети камешки друг другу перебрасывают.

2. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх; быстро ладонью этой же руки стучит по столу, ловит брошенный камешек и перекладывает его в левую руку. Так он подбрасывает камешки один за другим, стучит ладонью по столу, старается каждый брошенный камешек поймать и переложить в левую руку.

3. Пять камешков лежат на столе. Каждый играющий по очереди подбрасывает один из них вверх, быстро хлопает в ладоши, ловит брошенный камешек и кладет его на стол. Так он подбрасывает камешки один за другим, хлопает в ладоши, ловит их и кладет на стол. Выигрывает тот, кто, поочередно подбрасывая, поймает все камешки раньше других.

4. Пять камешков лежат на столе. Один из них играющий подбрасывает вверх, ловит его и перекладывает в левую руку. Так поочередно он подбрасывает все камешки, в левую руку перекладывает только те, которые поймал.

5. Четыре камешка ребенок рассыпает на столе, один держит в руке. Подбрасывает его вверх, быстро берет камешек из лежащих на столе и ловит брошенный вверх. Из двух камешков в руке играющий должен один переложить в левую руку. Так, подбрасывая камешек вверх, ребенок берет один за другим камешки со стола, старается поймать брошенный. Если камешек поймал, перекладывает его в левую руку. Выигрывает тот, кто первый заканчивает игру.

6. Пять камешков лежат в левой руке. Один камешек играющий подбрасывает, ловит правой рукой. Пойманный камешек кладет на стол. Подбрасывая левой рукой второй камешек, ловит его правой и кладет на стол. Игра заканчивается, когда один из играющих все камешки, подбрасывая и ловя таким образом, переложит на стол.

7. Камешки лежат на столе на небольшом расстоянии друг от друга. Играющий берет один камешек левой рукой, бросает его вверх, а ловит правой. Берет левой рукой второй камешек, подбрасывает его вверх, ловит правой. Так играющий, подбрасывая один за другим камешки левой рукой, ловит их правой, перекладывая на стол.

Вариант. Та же игра, но камешки играющий подбрасывает вверх правой рукой, а ловит их левой.

8. Камешки на столе лежат парами на некотором расстоянии друг от друга так, чтобы их удобно было брать. Играющий подбрасывает один камешек вверх, быстро берет со стола пару камешков и ловит брошенный. Из трех камешков в руке два он кладет на стол, но в стороне от кона. Еще раз подбрасывает один камешек вверх, берет со стола другую пару камешков и ловит брошенный. И так первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Тогда игру начинает следующий ребенок. По договоренности на кон играющие кладут от 3 до 6 пар камешков.

Вариант. Та же игра, но камешки на столе кладут тройками.

9. На столе рассыпаны камешки. Один камешек играющий берет в левую руку, подбрасывает его вверх, а правой рукой со стола берет один камешек и этой же рукой ловит брошенный. Два камешка из правой руки он кладет на стол, но в стороне от кона. Первый играющий выполняет фигуры, пока не уронит камешек. Игру но очереди начинает второй игрок, а первый дожидается своей очереди.

На кон можно положить от 5 до 10 камешков по договоренности.

Варианты. 1. То же, но играющие камешек подбрасывают правой рукой, а берут со стола и ловят брошенный вверх левой рукой.

2. То же, но со стола играющие берут по два камешка поочередно то правой, то левой рукой.

Указания к проведению. Играть в камешки дети могут в помещении, а в теплое время года на прогулке, но только за столом. Чтобы подолгу не ждать своей очереди, участников игры должно быть не более 5 человек, у каждого свои камешки.

Начинать играть в камешки нужно с простых упражнений и, пока дети не научатся выполнять простые фигуры, переходить к сложным играм не следует. Один игрок уступает очередь второму, если ему не удалось выполнить очередную фигуру. Игру закончить можно по-разному: или когда один из играющих выполнит безошибочно все фигуры, или когда все игроки выполнят фигуры. Тот, кто выполнил все фигуры и не уронил камешки, самый ловкий из играющих.

 

37. Упражнения с камешками

1. Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками.

2. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой.

3. Перебрасывать камешек из руки в руку.

4. Подбрасывать и ловить камешек правой рукой.

5. Подбрасывать и ловить камешек левой рукой.

6. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.

7. Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.

 

Список используемой литературы:

  1. И.Я. Герд - Игры для детей всех возрастов (7 изд.) - Ленинград,  1926 - С. 208
  2. А. В. Кенеман - "Детские подвижные игры народов СССР" - Москва "Просвещение", 1989г. - С. 239.
  3. М. Ф. Литвинова - "Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада": Просвещение, 1986.— 79 с.

Возможно вам будут интересны другие игры для детей