Разные детские игры

В статье представлены различные детские игры, которые помогут детям развиваться, учиться и весело проводить время. В числе этих игр – игры с обручем, головоломки, настольные игры, танцы, художественные занятия и многие другие. Каждая из этих игр нацелена на развитие определенных навыков: логическое мышление, моторику, креативность, социальные навыки и т.д.

Содержание:

  1. Обруч
  2. Волчки и кубари
  3. Бильбокэ
  4. Ходули
  5. Кольца
  6. Серсо
  7. Волан
  8. Свайка
  9. Палочная свайка
  10. Стрелка
  11. Сарбакан
  12. Лук
  13. Самострел
  14. Снежный великан
  15. 3мей
  16. Парашют
  17. Воздушный шар
  18. Утушка (Бобешк. Чечено-ингушская)
  19. Белый шаман (Сибирская)
  20. Перепелочка (Украина)
  21. Мак (Украина)
  22. Прела-горела (Прэла-гарэла. Белорусь)
  23. Ленок (Лянок. Белорусь)
  24. Гуси летят (Гуси ляцяць. Беларусь)
  25. Редьки (Рздзьки. Белорусь)
  26. Стрельба из лука (Жамбы отмай. Киргизия)
  27. Список литературы

1. Обруч.

Всякий видал обручи, приготовленные из тонкой, широкой драни. Такой обруч катят, подгоняя его палочкою; разное направление дают ему, прикладывая к катящемуся обручу палочку с правой или с левой стороны. В катании обруча можно достичь большого совершенства. Так, на бегу можно подкинуть обруч на воздух и затем опять продолжать катить.

На ровном месте раскидывают по земле палочкй, оставляя между ними узкие проходы, через которые на всем бегу проводят обруч.

Если играют двое, то могут гнать обручи на перегонку, кто скорее сделает условленное число кругов, или чей обруч дальше будет катиться. Можно также катить обручи навстречу один другому так, чтобы они столкнулись; чей обруч свалится, тот убит.

Устраивают даже целое сражение с обручами, причем все играющие разделяются на две партии. Одна партия катит свои обручи навстречу другой; обручи сталкиваются, и некоторые  падают. Те из играющих, чьи обручи упали, поднимают их и отходят в сторону, остальные вторично катят и так продолжают до тех пор, пока все обручи одной партии не упадут.

 

2. Волчки и кубари.

Волчки бывают различного устройства: есть деревянные шары, пустые внутри, которые вращают посредством бичевки; есть волчки металлические с пружинами и, наконец, просто деревянный или костяной кружок с воткнутой посредине палочкою, может служить волчком.

Кубари вытачивают из дерева. Им придают разные формы. Кубарь вращают посредством кнута; обернув кончик кнута несколько раз кругом кубаря, быстро отдергивают кнут, отчего кубарь завертится; затем ударами кнута заставляют его продолжать вертеться.

 

3. Бильбокэ.

Игр эта очень древняя и лет полтораста тому назад была в большом употреблении. Бильбокэ состоит из рюмочки, к которой привязан шнурок с шаром на конце. Держа рюмку в руке, нужно подбросить шар и словить его в рюмку.

Научиться ловить шар рюмкой не трудно; гораздо труднее ловить шар на острие палочки.

Если играют двое, то они ловят поочередно, каждый — до промаха. Кто скорее поймает шар известное число раз, тот считается выигравшим.

 

4. Ходули.

Ходули в сыпучих песках юго-западной Франции употребляются по необходимости, так как без ходуль немыслимо там и ходить — можно завязнуть. Там и почтальоны, и торговки — все ходят на высоких ходулях с особою палкою в руке. К этой палке прикреплено сидение, на случай, если-б потребовался отдых.

У нас ходули служат забавою. Ходули бывают разного устройства: так, к двум палкам, длиною по сажени, прибивают к каждой на одинаковой вышине по деревянной ступне; устраивают ходули также с петлями для ног, наконец, просто привязывают ремнями короткие палки с расширенным верхом, на который становится нога.

Всех безопаснее ходули с прибитыми ступнями, так как здесь ноги остаются свободными и, в случае падения, легко спрыгнуть на землю.

Короткие ходули, ниже плеч, не хороши, так как концом такой ходули легко ушибиться. Необходимо, чтобы ходули были выше плеч, по крайней мере, на четверть аршина.

Изготовив себе ходули на первый раз невысокие, т.-е. такие, у которых ступня была бы не выше, чем поларшина от земли, встаньте на камень, пень или ступеньку, поставьте ходули прямо перед собою, закиньте их верхние концы за спину под мышками, ухватитесь за ходули крепко руками, опустив их во всю длину вдоль ходуль, и быстро встаньте ногами на ступни. Приподнимая рукою то одну ходулю с земли, то другую, вы, топчась около одного места, скоро научитесь удерживать равновесие и станете смело ходить на ходулях. Разумеется, в первое время ходули то покачнутся вперед, то назад, и вы, вместо того, чтобы сейчас же выставить одну ногу вперед или поддаться телом, спрыгнете с ходуль.

Научившись ходить на низеньких ходулях, можете сделать ходули со ступнями, прибитыми уже гораздо выше. Наконец, можете попытаться ходить, держа ходули не за спиною, а перед собою, что несравненно труднее. Но как бы вы хорошо ни ходили на ходулях, никогда не советую подниматься или спускаться с лестницы на ходулях, так как при малейшей невнимательности можете оступиться и сильно ушибиться.

 

5. Кольца.

Поставив на пол станок, который состоит из подставки с укрепленною в нее вертикально палочкою в дюйм толщиною и фут вышиною, один из играющих берет на левую руку 5 колец, сделанных из толстой проволоки и имеющих около 1/4 аршина в поперечнике, и, отойдя от станка на условленное расстояние, старается правою рукою набросить кольца на палочку. За ним бросает второй, потом третий и т. д. Кому удастся раньше других набросить кольца 25 раз, тот считается выигравшим.

 

6. Серсо.

Каждый из играющих имеет в руках палку с поперечною перекладиною, которая задерживает кольцо и не дает ему ушибить руку. Все становятся в круг, на равном расстоянии, друг от друга и начинают перебрасывать поочередно один другому кольцо.

Чтобы хорошо бросить кольцо, палку держат в правой руке вверх, несколько наискось; на кончик палки надевают кольцо и, придерживая его двумя пальцами левой руки так, чтобы оно лежало плашмя, быстро взмахивают палкою.

Если играют двое, то можно бросать друг другу два кольца одновременно.

 

7. Волан.

Волан приготовляют из пробки или деревяшки, в которую кругом насаживают перья. Волан бросают друг другу посредством особых деревянных рамок, которыми волан также и ловится.

Сначала научитесь ловить и бросать друг другу один волан, а затем каждый возьмите по волану и бросайте их друг другу сразу.

 

8. Свайка.

Для свайки нужны большой гвоздь и кольцо, но гвоздь употребляют особенный, с толстою граненою головкою; кольцо же железное таких размеров, чтобы свайка могла войти в кольцо по самую головку. Свайка делается различной величины и веса, что зависит от силы и навыка

играющих.

Все играющие становятся в кружок, бросают на землю кольцо и поочередно начинают бросать свайку так, чтобы она воткнулась в землю, пройдя чрез кольцо, т.-е. пригвоздив кольцо к земле.

Каждый играющий бьет до промаха, т.-е. до тех пор, пока свайка или совсем не воткнулась в землю, или, воткнувшись, не задела даже кольца. Воткнуть свайку в землю, «чокнув», т.-е. ударив кольцо, считается за один удар; воткнуть в самое кольцо — за три удара, а если кольцо от удара воткнутой свайки укатится, то считают столько ударов, сколько уместится ступней ноги на том расстоянии, которое прокатило кольцо.

Тот из играющих, который не сделал в свою очередь ни одного удара, должен «служить», т.-е. всем подавать свайку до тех пор, пока вновь не дойдет до него очередь бить, или пока кто-нибудь из играющих после него не сменит его.

Тот, кто прежде всех сделал условленное число ударов, считается выигравшим, а у кого сделано всех меньше ударов — проигравшим. Проигравшему выигравший задает «редьки», т.-е. вбивает свайку как можно глубже и заставляет проигравшего три раза вынимать свайку и подавать ему.

 

9. Палочная свайка.

Каждый из играющих запасается колом, длиною в два, три фута и около вершка толщиною. Более толстый конец кола заострен. Задача игры —бросить свой кол так, чтобы он возможно крепче воткнулся в землю и в то же время выбил кол другого играющего. Бросают колья по-очереди, причем выбивший чужой кол и в то же время воткнувший свой может бить еще раз. Тот же, чей кол выбит, должен вновь его воткнуть, но уж не имеет права при этом выбивать чужой кол. Тот, кто первый выбил условленное число колов, считается выигравшим. Игра эта требует навыка, расчета и ловкости.

 

10. Стрелка.

Стрелку приготовляют из круглой палочки, толщиною в карандаш, а длиною в фут или полтора. Один конец палки раскалывают двумя прорезами накрест и вставляют в эти прорезы или квадратный кусок бумаги, сложенный на восемь треугольников крестообразно так, чтобы в каждый прорез вошло по два треугольника, сложенные вместе, или два треугольника, вырезанные из папки и согнутые каждый на два треугольника под прямым углом. В другой конец стрелки вставляют кусочек заостренной проволоки. Эту стрелку бросают правою рукою в заранее приготовленную цель, позаботясь, чтобы никто из товарищей не стоял поблизости цели, так как стрелкою легко можно ушибить.

 

11. Сарбакан.

Сарбакан служит также для метания в цель.

Сарбакан делается из деревянной или стеклянной трубки, длиною в три четверти аршина. Стеклянную трубку лучше обмотать аккуратно бичевкою, тогда ее удобнее будет твердо держать в руке, и не так скоро она разобьется.

Чтобы стрелять из сарбакана, берут в рот гороху, шариков из воску или что-нибудь подобное и, вложив в рот конец сарбакана, впускают в этот конец языком горошину, после чего сильно и мгновенно дуют в сарбакан. Горошина выбрасывается с силою из сарабакана на довольно большое расстояние.

Посредством сарбакана можно отлично стрелять в цель, которая обыкновенно чертится на тонкой натянутой бумаге, которую горох легко пробивает.

 

12. Лук.

Лук приготовляют из ивы, липы, камыша, или из стальной пластины. Последние — самые лучшие, хотя для маленького лука камыш может служить очень хорошо, а для несколько большого— живой ивовый или липовый прут.

Очистив прут от всего лишнего и подрезав его концы, делают на них засечки и натягивают тетиву из бичевки или струны. Если для тетивы употребляете бичевку, то хорошенько навощите ее, перед тем, как навязать. Середину тетивы лучше ровно обмотать шелком, отчего тетива прослужит гораздо дольше. Точно так же и середину лука следует аккуратно обмотать бичевкою; тогда лук не так скоро треснет, его удобнее будет держать и лучше направлять стрелу.

Стрелы приготовляют различных форм, но лучшие делаются из круглой палочки, понемногу утолщающейся к тому концу, где врезают два или три гусиных пера. Иногда в тонкий конец стрелки втыкают заостренную проволоку, чтобы стрелка втыкалась в цель. Длина стрелки должна быть такова, чтобы при натянутом луке конец ее выдавался на четверть аршина. Для стрел можете склеить себе из картона колчан, который носите через плечо на ремешке.

Для того, чтобы сберечь руки от мозолей и ушиба тетивою, сшивают из кожи особые перчатки на три пальца.

Если у вас лук стальной, то имейте всегда тряпочку, чтобы тщательно обтирать его после каждого употребления, иначе он скоро заржавеет. Хорошо также смазывать его по временам салом.

Чтобы лук бил хорошо, тетива должна настолько его сгибать, чтобы на каждый фут длины лука приходился один дюйм расстояния между тетивою и серединою лука. Так, лук в пять футов длины должен иметь пять дюймов расстояния между тетивою и серединою лука.

Стрелять из лука довольно просто, если сила лука соответствует руке. Взяв лук за средину левою рукою и положив на него стрелу, вторым и третьим пальцами придерживают стрелу, нижний ее конец упирают в тетиву находящеюся на этом конце стрелы вырезкою и, схватив большим и указательным пальцами правой руки стрелу вместе с тетивою, притягивают их к себе, поднимают лук против правого глаза и, когда стрела станет прямо против цели, немного разве выше ее, спускают тетиву.

 

13. Самострел.

Самострел есть тот же лук, только снабженный дулом или, чаще, желобом, по которому выбрасывается тетивою стрела. Желоб этот делается с прикладом и с выступом в том месте, где проходит середина лука. Середина лука утверждается совершенно неподвижно в отверстии, для чего его забивают клиньями. Желоб должен проходить по самой середине лука, иначе стрелы будут отбрасываться в сторону.

Для самострела употребляют стрелы гораздо короче, чем для лука. При стрельбе поддерживают левою рукою желоб снизу, около того места, где проходит лук, а правою обхватывают приклад около курка, который, чтобы спустить тетиву, притягивают к себе указательным пальцем.

Приклад должен быть сделан такой величины и формы, чтобы он удобно и плотно прикладывался к плечу во время стрельбы. Верность самострела главным образом зависит от прямизны желоба.

 

14. Снежный великан.

Зимою, когда будет теплая погода и снег начнет липнуть, вы можете сделать себе снежного великана. Для этого, смяв в руках комок снега, начинайте его катать по снегу. Снег будет прилипать к вашему комку, и он начнет быстро расти. Продолжайте его катать, пока у вас хватает сил; на помощь себе можете созвать всех своих товарищей.

Скатав два таких больших шара, поставьте их на ровном месте рядом, и они будут изображать ноги вашего великана. Затем скатывайте третий шар, такой же величины, для туловища. Чтобы вам легче поставить туловище на место, приставьте к ноге великане доску, по которой и вкатите туловище. Затем четвертый, меньший шар, будет изображать голову.

Уставив все шары на места, сгладьте все неровности, замазывая углубления мягким снегом. В голове сделайте углубления для глаз, вместо которых воткните по куску угля. Сделайте нос, а в рот воткните палку, которая будет изображать трубки.

Приготовив себе снежного великана, вы можете употребить его, как цель. Отойдя от великана на известное расстояние, поочередно расстреливайте его комьями снега, стараясь выбить у него изо рта трубку.

 

15. 3мей.

Одно из наиболее распространенных народных удовольствий в Китае — это запускание змеев, которые они устраивают чрезвычайно разнообразно, снабжая их круглыми отверстиями с натянутыми струнами, производящими от ветра своеобразный вой. Девятый день девятого месяца празднуется в честь змеев. В этот день тысячи китайцев отправляются в горы для запускания змеев. Забавляясь таким образом в продолжение дня, они под-вечер перерезают бичевку и пускают змей на волю.

Говорят, знаменитый Франклин, отправляясь купаться, часто прежде запускал змей, потом, раздевшись, входил в воду, ложился на спину и, держась за конец бичевки запущенного змея, предоставлял ему тащить себя по поверхности воды. Он также делал посредством змея опыты над электричеством, которые дали ему мысль устроить громоотвод. Один школьный учитель в Англии (в Бристоле), ездил по улицам с поразительною скоростью в тележке, которую везли несколько запущенных змеев. Мне с моими учениками удалось, на диво бурлакам, плыть пор. Оке в лодке, которую тянул довольно большой, нами склеенный змей. Находившиеся на берегу рабочие, не примечая высоко запущенного змея, никак не могли понять, какая сила влечет нашу лодку против течения реки.

Устройство употребляемых у нас змеев так общеизвестно, и эти змеи с своими мочальными хвостами так некрасивы и притом, имея форму прямоугольника, плохо рассчитаны на противодействие ветру и тяжести, что я здесь ограничусь только наставлением, как приготовить хороший, так называемый английский змей.

Возьмите прямую лучину, около одного дюйма в ширину и в четверть дюйма толщиною, а также гладкий, легкий обруч, по возможности без сучков, такой же длины, как и лучина. Концы обруча немного срежьте, сделайте их несколько тоньше. Запасшись лучиною, обручем и бичевкою, можно приступить к приготовлению скелета змея. Для этого тщательно определите середину обруча, балансируя его на пальце. Найдя середину обруча, сделайте на нем зарубку по ширине лучины, которую прочно привяжите бичевкою к обручу, выдвинув конец лучины дюйма на полтора. На каждом конце обруча сделайте по зарубке а и в. Привязав к обручу в зарубке а бичевку, протяните ее к зарубке е в конце лучины и затем закрепите в противоположном конце обруча в. Обозначив так форму змея, следует проверить, соблюдает ли змей равновесие, если подпереть его под лучиною, в противном случае исправьте предыдущую работу. Когда вы убедились в том, что обе половины змея равной тяжести, протяните бичевку от в поперек к а, по пути раз обернув ее вокруг лучины. От а протяните бичевку к верхнему концу лучины, где, обернув раз, возвратитесь к в, где и закрепите ее. На лучине, несколько ниже ее середины, в точке б сделайте зарубку, к которой протяните бичевку от в, оберните ее вокруг лучины и возвратитесь к точке а, где бичевка окончательно закрепляется. Скелет змея теперь у нас готов. Этот скелет обклеивают бумагою, а если змей больших размеров, - то коленкором. Склейте листы бумаги, расстелите эти склеенные листы на ровном месте, наложите на бумагу приготовленный скелет змея и начинайте выкраивать; причем оставляйте кругом излишек, шириною в дюйм, а у обруча — даже дюйма в полтора. Этот излишек, намазав крахмалом, оберните вокруг веревок и обруча. Кроме того, наклейте полоски тонкой бумаги поверх всех веревок и лучины. Затем дайте змею хорошенько просохнуть, а потом уже можно приступить к его окраске. Разрисуйте его по своему собственному вкусу. Пока змей просыхает, займитесь приготовлением хвоста. Для хвоста нарежьте бумаги кусками, величиною в шестнадцатую долю листа обыкновенной писчей бумаги. Каждый такой кусок бумаги сложите на четыре части так, чтобы получилась длинненькая полоска.

Наготовив таких бумажек от 200 до 500 штук, смотря по величине змея, возьмите бичевку раз в двадцать длиннее вашего змея и начинайте привязывать эти бумажки так, чтобы бичевка приходилась посредине каждой, а расстояние между бумажками было около вершка. Завязывать всего удобнее и скорее двумя петлями, точно так, как надевают первые петли на вязальную иглу. Готовый хвост должен быть раз в пятнадцать длиннее змея.

Теперь обратимся опять к нашему змею и приступим к работе, требующей наибольшей аккуратности. Просверлите сквозь лучину две небольшие дырочки, одну на расстоянии пятой части длины от верху, а другую — на несколько большем расстоянии от нижнего конца. Возьмите кусок бичевки, длиною с ваш змей, проденьте ее концы сквозь сделанные в лучине дырочки и потом укрепите эту бичевку, сделав на продетых концах узлы, которые не могли бы проскочить сквозь дырочки. Затем отыщите на этой бичевке место, держа за которое змей соблюдает совершенное равновесие и принимает горизонтальное положение. В этом месте сделайте петлю, к которой и привязывается длинная бичевка, аккуратно на мотанная на палку.

Чтобы закончить змей, привяжите к нижнему концу е лучины приготовленный вами хвост. Для большей стойкости и плавности движений вашего змея вы можете сделать из бумаги три кисти. Одну привяжите к концу хвоста, а две другие — по сторонам змея, при концах обруча, в точках а и в. Теперь наш змей совершенно готов, и мы можем воспользоваться, в первый ясный день, хорошим ветерком, чтобы запустить его на всю длину нашей бичевки.

Запустив наш змей в облака, мы можем посылать ему весточки или так называемых курьеров, если только на бичевке нет больших узлов. Курьеры делаются различно. Можете взять клочок бумаги, сделать посредине отверстие, продеть чрез него бичевку запущенного змея, и ваш клочок бумаги, гонимый ветром, пойдет по веревке к змею. Вместо клочка бумажки вы можете нарисовать и вырезать человека и таким же путем отправить его к змею. Такой человек, порядочных размеров, представляет довольно странный вид, когда дойдет до того места, где веревка уже не видна. Можете сделать крылья ветряной мельницы. Для этого возьмите четыре тонкие, небольшие, одинаковой длины лучины и наклейте на каждую по куску бумаги. Из небольшого куска папки сделайте цилиндр, с четырех сторон которого проткните дырочки, в которые и воткните приготовленные вами четыре крыла, оборачивая их плоскостью несколько в сторону. Бичевку запущенного змея проденьте сквозь цилиндр, и ваша мельница отправится по бичевке к змею, быстра крутясь на всем своем пути. Такое движение мельницы довольно красиво, в особенности, если крылья ее оклеены разноцветною бумагою.

При больших размерах, змею можно придать вид матроса, что вы теперь и без особенного наставления можете сделать сами. Из этой фигуры вы можете заметить, что лучина здесь расколота до половины, а также, что вместо одного употребляются два различной величины обруча.

Чтобы запустить змей, выберите открытое место, поставьте змей на землю переднею плоскостью к ветру; хвост расстелите по траве в прямой линии перед змеем, затем, отойдя на некоторое расстояние, вы немного пробегите, понемногу выпуская бичевку. При ровном ветре змей, если он сделан правильно, поднимается очень высоко, в противном же случае он, немного поднявшись, может с силою удариться в землю, т.-е. будет козырять, или же может случиться, что он будет подниматься очень неспокойно, бросаясь со стороны в сторону. Если змей козыряет, то, по всей вероятности, вы найдете, что петлю сделали слишком высоко, или хвост слишком мал. Если змей бросается из стороны в сторону или вертится в воздухе, то петля прикреплена слишком низко. Исправьте ошибку, и змей поднимется плавно.

 

16. Парашют.

Чтобы устроить парашют, возьмите квадратный кусок папиросной бумаги, сложите его пополам, затем на четверти, потом по диагонали и, наконец, один из острых углов деля пополам, — тогда получите фигуру а. Острыми ножницами отрежьте конец полукругом по линии н о. Развернув бумагу, вы получите круг с закругленными зубцами, фиг. б. В центре каждого зубца сделайте небольшое отверстие и привяжите тонкие нити одинаковой длины. Другие концы этих нитей свяжите и привесьте кусок пробки. Такой парашют может подняться набольшую высоту, если только раз удастся его распустить и предоставить ветру, но сделать это не легко, так как бумага постоянно складывается, комкается. Во избежание этого неудобства, можно парашют сделать со стрелою.

Приготовив бумагу, как было сказано раньше, сделайте возможно тонкую стрелу, вдвое длиннее диаметра вашего бумажного круга. К одному концу этой стрелы прикрепите с двух сторон по бородке перьев, как это часто делается на стрелках, а к другому концу — бумагу, приготовленную для парашюта. Чтобы прикрепить эту бумагу, в центре круга сделайте небольшое отверстие, проткните в него кончик стрелы так, чтобы он выдавался около полувершка, и укрепите бумагу губным клеем. Свободные концы ниток, привязанных к зубцам бумаги, сведите к стреле и здесь привяжите на половине длины стрелы. Такая стрела, пущенная из лука, или даже просто рукою, достигнув известной высоты, при обратном падении распустит парашют и долго носится по воздуху.

 

17. Воздушный шар.

Из тонкой, но плотной бумаги вырежьте десять кусков такой формы. Склейте все куски краями. Склеивать лучше сначала попарно, не доводя склейку до самого верха, а затем уже, когда все куски склеены вместе, докончите склейку до самого верха так, чтобы нигде не осталось ни малейшего отверстия. Если шар у вас большой, то можно поверх всех склеек наклеить еще узенькие полоски бумаги. Для низа приготовьте из тонкой проволоки круг с двумя диаметрами и с небольшим шпиньком в центре. Этот проволочный круг вложите в нижнее отверстие шара, и, загнув бумагу внутрь, приклейте.

Шар у вас готов, остается только выбрать тихий день, чтобы спустить его. Пусть один из вас, став на стул, держит шар, самую верхушку, а другой, намочив кусок ваты в спирту и скомкав ее в комок, наденет на шпинек и поднесет к вате спичку. Зажигать должно очень осторожно, чтобы не воспламенилась тонкая бумага шара. Понемногу, от теплоты воздух в шаре начнет расширяться, шар надуется и взлетит высоко на воздух, где будет летать, пока не сгорит весь спирт на вате, и воздух в шаре не остынет.

 

18. Утушка (Бобешк. Чечено-ингушская).

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют - получается мостик. Выбирается утка, остальные дети - утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

Быстрей, быстрей, утятки,
Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек. 

Правила игры. Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги. 

 

19. Белый шаман (Сибирская).

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. 

Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

 

20. Перепелочка (Украина).

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни: 

Ой, у перепелочки да головка болит - все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. 

На припев:

Тут была, тут была перепелочка,
Тут была, тут была сизокрылая -

дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются. 

На слова:

Ой у перепелочки да коленки болят -

все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. 

Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает: 

Ой, у перепелочки крылья не болят, -

все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз. 

На слова: «Птичкн поднялись и улетели!» - все бегут по кругу. 

Правила игры. Движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

 

21. Мак (Украина).

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга - это огородник. Он поет: 

Ой, на горе мак,
Под горою так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова: 

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! -

все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:

Станьте вы так,
Как на горе мак -

все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: 

Огородник, огородник,
Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Полнвал».

На припев:

Маки, маки, маковочки.
Золотые головочки! -

все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова: 

Станьте вы так.
Как на горе мак

все стоя показывают, как вырос мак поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты - имитируют цветок мака. 

На припев:

Маки, маки, маковочки,
Золотые головочки! -

все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. 

Потом спрашивают: 

Огородник, огородник,
Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!» 

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. 

На слова: «Станьте так!» - показывают, какая спелая головка у мака. 

Правила игры. Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

 

22. Прела-горела (Прэла-гарэла. Белорусь).

Ведущий (или игрок) в разных местах прячет игрушки, сопровождая действия словами: 

Прела-горела, за море летела.
А как прилетела,
Так где-то и села.
Кто первый найдет,
Тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл. 

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро. 

 

23. Ленок (Лянок. Белорусь).

На земле рисуют кружки - гнезда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лен» игроки занимают гнезда, а кто не займет гнездо, считается «посаженным»: его сажают в гнездо до конца игры. 

Правила игры. Побеждает тот, кто займет последнее свободное гнездо. 

 

24. Гуси летят (Гуси ляцяць. Беларусь).

Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов: «Гуси летят», «Утки летят» и т. д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Jlетят» - и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать). 

Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

 

25. Редьки (Рздзьки. Белорусь).

Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

Мы на грядке сидим
Да на солнышко глядим!
Мы сидим, сидим, сидим!
Мы глядим, глядим, глядим!

А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:

Динь-дилинь!
Динь-дилинь!
Динь-дилинь!

Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Дома ли хозяин?» Хозяин отвечает: «Дома! А кто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спрашивает: «Что тебе надо?» Пан говорит:

Моя пани на печи лежала,

Свалилась с печи,
Ушибла плечи.
Охает, вздыхает -
Редьки желает.
Дай мне редьки!

Хозяин отвечает:

Редька еще мала:
с куриную головку.
Приезжай завтра!

Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:

Мала еще редька:
с гусиную голову.
Приезжай завтра, тогда дам!

Пан поскакал обратно. Через некоторое время снова приезжает и говорит то же самое. Хозяин отвечает: «Теперь моя редька выросла в конскую голову!»

Пан спрашивает: «А можно вырвать редьку?» Хозяин говорит: «Можно! Дергай сам, какую хочешь!»

Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:

Ножки у пана тоненькие,
Ручки у пана слабенькие!

Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.

Наконец, пан поднатужился, изловчился, выдернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «А можно мне еще одну редьку?» «Можно, выдергивай!» - разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вытянули еще одну! Потом они стали вытягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, становится за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.

Правила игры. Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.

 

26. Стрельба из лука (Жамбы отмай. Киргизия).

Это одна из спортивных национальных игр киргизов, переходящих из поколения в поколение. Особенно ярко здесь выражаются мотивы из эпоса «Манас». Стрельба из лука проводится на лужайке или в лесу на свежем воздухе. Игра нарядно и красочно оформляется (особенно костюмы, лук и стрела). 

До начала игры выбирают водящего и договариваются, до какого счета будут играть. От места стоянки на расстоянии 3-4 м ставят колышки - стояк высотой 1 м, на него сверху надевают или привязывают мишень (жамбы) с изображением зверей или цифр. 

Ведущий стоит у специально очерченного места, к нему поочередно подходят игроки и стреляют по висящей мишени. Каждая команда стремится больше получить очков и выиграть. 

Правила игры. Целиться можно в изображение любого зверя. Для усложнения игры стрельбу из лука проводят не только с места, но и на бегу.

 

Список используемой литературы:

  1. И.Я. Герд - Игры для детей всех возрастов (7 изд.) - Ленинград,  1926 - С. 208
  2. А. В. Кенеман - "Детские подвижные игры народов СССР" - Москва "Просвещение", 1989г. - С. 239.

Возможно вам будут интересны другие игры для детей