Детские игры со жгутом

В статье рассказывается о том, как можно использовать обычный жгут для создания интересных игр для детей. Описываются простые игры, такие как "Прятание жгута" и "Лисица на одной ноге", которые развивают ловкость, координацию движений и воображение. Также предлагаются более сложные игры, например, "Медведь с вожаком", которые могут помочь детям развивать командную работу и стратегическое мышление. Игры со жгутом могут стать отличной развлекательной и обучающей занятостью для детей разного возраста.

Содержание:

  1. Жгут
  2. Хорош ли у тебя сосед?
  3. Прятание жгута
  4. Жарко, холодно
  5. Лисица на одной ноге
  6. Медведь
  7. Медведь с вожаком
  8. Рыбки
  9. Ласточка
  10. Список литературы

1. Жгут.

Все играющие, исключая одного жгутчика, садятся на пол в кружок. Жгутчик же ходит кругом со жгутом в руке и говорит:

Огонь горит,
Смола кипит,
Кому жгут положить?

Никто из сидящих не имеет права ни оглядываться назад, ни передвигаться с места, ни говорить другому из сидящих, что к нему положен жгут.

Жгутчик, ходя кругом, иногда нагибается, делает вид, будто положил жгут на пол, за спиною кого-нибудь из сидящих, наконец, действительно оставляет жгут на полу и продолжает свой путь, как ни в чем ни бывало. Жгут должно класть за спиною в таком расстоянии, чтобы можно было достать до него рукою, не сдвигаясь с места.

Если жгутчик успел обойти круг после того, как положил кому-нибудь жгут, то он поднимает жгут и ударяет им этого нового жгутчика, а сам садится на его место.

Чтобы не получить удара жгутом, сидящие на полу должны почаще ощупывать за спиною руками, не лежит ли там жгут. Нашедший схватывает жгут и бежит вслед за жгутчиком, стараясь нанести ему несколько ударов, пока он сделает круг и займет освободившееся на полу место. Бежать как жгутчику, так и нашедшему жгут, непременно следует в одну и ту же сторону. Нашедший за своей спиной жгут делается жгутчиком.

Играют в жгуты еще так:

Все, за исключением жгутчика, становятся в кружок, держа руки за спиною. Жгутчик же ходит кругом, говоря:

Смирнее! Грозный жгут идет,
Не даст он спуску вам:
Кто голову чуть повернет,
Того он по плечам!

Стоящие же в кругу отвечают:

Когда-ж к соседу Завернет,
Давай бог ноги нам

Жгутчик несколько раз делает вид, что передает жгут кому-нибудь из стоящих в кругу, и, наконец, действительно оставляет его в чьих-нибудь руках. Тот продолжает спокойно стоять, пока жгутчик не сделает полного круга; тогда ударяет жгутом соседа, стоящего по правую его руку, и преследует его ударами, пока он не сделает полного круга, и тогда только отдает ему жгут, а сам становится на его место в кругу.

Кто играет внимательно, тот иногда может угадать, что жгут передан соседу, и тогда, убегая заблаговременно, избавится от удара, так как получивший жгут не имеет права тронуться с места, пока прежний жгутчик не кончит своего круга. Тогда жгутчиком становится тот, кому передан жгут.

 

2. Хорош ли у тебя сосед?

Середину комнаты очищают от всякой мебели и кругом этого свободного места расставляют попарно стулья. Все играющие, кроме жгутчика, садятся. Жгутчик, имея в руках жгут, подходит то к одному из играющих, то к другому и спрашивает : «хорош ли у тебя сосед?» Если же спрошенный скажет, что он не доволен своим соседом, то ему предлагается другой вопрос: «кого же тебе хотелось бы в соседи?» Лишь только назван кто-нибудь из остальных играющих, осужденный сосед должен поменяться с новыми местами, причем жгутчик подгоняет его на свое место жгутом. Жгутчик до тех пор обходит круг, пока кто-нибудь не пожелает его самого в соседи, тогда жгутчиком становится прогнанный сосед. Жгутчика нельзя выбрать в соседи ранее, чем он прогнал троих. Если каким-нибудь соседом три раза были недовольны, то он становится жгутчиком.

 

3. Прятание жгута.

Играющие садятся на пол вплотную в кружок и ставят ноги таким образом, чтобы ступнями прикасаться к полу, а под приподнятыми коленами можно было легко передавать жгут от одного игрока к другому. Каждый держит руки между колен и делает вид,, что жгут находится у него.

Водящий помещается в середине круга, он ищет жгут, бросаясь из стороны в сторону, где он предполагает присутствие жгута.

Если водящий ищет жгут не там, где он находится, то игрок, у которого жгут на руках, быстро ударяет им водящего, а жгут передается соседу.

Водящий поворачивается туда, откуда получил удар, а в это время жгут, переданный в противоположную сторону, снова бьет его по спине.

Правила: 1) у кого будет найден жгут, тот сменяет водящего, при этом старый водящий наносит новому три удара по спине и быстро прячет жгут, передавая его соседям;

2) если водящий поймал жгут не при передаче, а при бросании жгута, — водить начинает бросавший.

 

4. Жарко, холодно.

Это очень простая игра для детей младшего возраста.

Играют обыкновенно в саду или на лужайке, покрытой кустарником.

Водящего ставят в стороне и закрывают ему глаза шапкой. Затем играющие прячут жгут и предлагают водящему найти его. Когда водящий, ища жгут, удаляется от него, то играющие кричат «холодно»; чем ближе подходит водящий к спрятанному жгуту, тем громче играющие кричат «жарко». Как только водящий найдет жгут, все разбегаются, а вожак гонится за ними и старается запятнать кого-нибудь из играющих. Запятнанный делается, в свою очередь, вожаком.

 

5. Лисица на одной ноге.

Все играющие вооружены жгутами. Один, изображающий лису, уходит в отведенное место — нору. Лиса выходит из норы и, прыгая на одной ноге, преследует остальных играющих и  старается бросить в кого-нибудь своим жгутом. Если лиса попала своим жгутом в кого-нибудь из играющих, то тот становится лисою и спешит укрыться в нору, преследуемый ударами жгутов всех играющих. Если лиса встала на обе ноги, или, бросив жгут, промахнулась, она спешит в нору, причем каждый из играющих старается ударить ее жгутом. Если лиса бросила неудачно свой жгут, то прежде, чем возвратиться в нору, ей следует поднять свой жгут; в противном случае она должна вновь бежать за жгутом и обратно в нору, все время преследуемая ударами.

 

6. Медведь.

По жребию назначается медведь. Ему отводят берлогу. Все остальные играющие вооружены жгутами. У медведя жгута нет, он выбегает из берлоги и старается запятнать рукою кого-нибудь из играющих. Пока он еще никого не нагнал, каждый старается убежать от него, но как только он кого-нибудь ударил, оба они должны быстро спасаться в берлогу, потому что все прочие игроки гонят их жгутами.

Из берлоги оба медведя, держась за руки, выходят ловить других играющих. Так, цепь медведей увеличивается. Ловят только крайние медведи и как только запятнают кого-нибудь, опускают руки и вместе с новым товарищем быстро спасаются в берлогу, преследуемые жгутами еще непойманных товарищей.

Если медведь устал, то ему дозволяется отдохнуть в берлоге, между тем как остальные медведи выходят без него.

 

7. Медведь с вожаком.

Один из играющих, по жребию, избирается в медведи. Медведь избирает себе вожака. Вожак берет себе веревку, аршина в полтора длиною, и, взявшись за один конец этой веревки, дает другой конец медведю.

Все играющие, за исключением медведя и вожака, вооружены жгутами и стараются нанести побольше ударов медведю, который не смеет выпустить веревки, а может только устраняться от ударов за своего вожака. Вожак же по мере сил защищает своего медведя, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих рукою. Кого вожак запятнает, тот делается медведем и выбирает себе вожака.

Выбранный в вожаки не имеет права отказываться от этой обязанности, но выбирать два раза сряду одного и того же вожака не дозволяется.

 

8. Рыбки.

В "рыбки" большие охотники играть наши матросы. Эта игра очень сходна с предыдущею. Привязывают удочку, т.-е. довольно длинную веревку, к столбу или к рее. Один из играющих, по жребию, избирается приманкою и, взявшись за конец веревки, старается запятнать кого-нибудь из играющих — словить рыбку.

Остальные же играющие стараются наносить приманке удары жгутом, они клюют, но при этом стараются, чтобы их не запятнали.

Тот, кого запятнают, становится к веревке и делается приманкою.

 

9. Ласточка.

Поперек площадки, предназначенной для игры, проводят черту. Ласточка (один из играющих) с повязанными глазами, широко расставив ноги, становится на черту.

Играющие, число которых неограниченно, стоя сзади ласточки, по-очереди бросают жгуты (свои связанные платки) между ног ласточки, вперед. Когда все платки будут разбросаны, то вожак, наклоняясь к земле и водя руками, начинает разыскивать платки. Если он проходит мимо жгутов и не замечает их (тоесть, если жгуты остаются сзади него), то все разбирают их снова. Но только стоит вожатому схватить жгут, тот игрок, чей жгут поднят, должен обежать заранее назначенный круг, а все игроки вместе с ласточкой преследуют его и бьют не выше пояса. Затем тот, чей жгут был найден, становится ласточкой. Правило: бить жгутом не выше пояса. Нарушивший это правило сам становится ласточкой.

 

Список используемой литературы:

  1. И.Я. Герд - Игры для детей всех возрастов (7 изд.) - Ленинград,  1926 - С. 208
  2. А. В. Кенеман - "Детские подвижные игры народов СССР" - Москва "Просвещение", 1989г. - С. 239.

Возможно вам будут интересны другие игры для детей